Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Задачи:

- показать ученикам, что помимо истории событий возможна другая история - история человеческого сознания;

- ознакомить учеников с ментальным анализом исторических текстов;

- создать условия для встречи личности и общества в конкретной исторической среде.

Форма: интеллектуальное путешествие во времени.

Методические приемы: Урок выстроен в контексте антропологического подхода к образованию. В ходе урока применяются интерактивная форма обучения и ментальный анализ как метод обучения.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация, рабочие листы.

Эпиграф к уроку: «Время - материя коварная и непредсказуемая. Однажды вот так нырнешь в его глубины, да и не сумеешь вернуться обратно» (Б. Акунин).

Вступление

Начиная урок, учитель говорит о том, что в истории человечества есть вечные мечты. Одна из них - мечта о путешествии во времени. Возможно ли ее осуществление? В игровой форме учитель проводит «инструктаж по технике безопасности» для тех, кто попадет в средневековую Византию: «Отправляясь в прошлое, имейте в виду, что время многое меняет: вам придется сделать другие прически, надеть другую одежду, выучить другой язык... Список бесконечен! А если, отправляясь в Средневековье, вы все это сделаете, никто не догадается, что вы из XXI века? Догадаются, и очень скоро! Потому что во времени меняется не только одежда, меняется мировоззрение - взгляд человека на мир».

Ученики записывают тему урока в рабочий лист.

Целеполагание: мировоззрение средневекового человека

Доказывая эту мысль, учитель предлагает ученикам объяснить некоторые исторические факты, исходя из особенностей средневекового мировоззрения. Ученики работают со слайдом: в левой стороне слайда помещены иллюстрации (это символы исторических фактов), в правой - текст (это особенности средневекового мировоззрения), необходимо установить соответствие.

Иллюстрация «Запрет на занятие ростовщичеством» связана с текстом «Представление о Божьем времени». В средневековой Европе, в том числе и в Византии, всем христианам было запрещено заниматься ростовщичеством. Почему? Дело в том, что для средневекового человека ростовщик - это торговец временем, а время принадлежит только Богу, отсюда и строжайший запрет на это занятие.

Иллюстрация «Милостыня» связана с текстом «Представление о греховности богатства». В средневековой Европе, в том числе и в Византии, бережливость была пороком. Почему? Дело в том, что для средневекового человека бедность - это дорога в рай, а богатство - дорога в ад. Поэтому средневековый богач - это человек, обеспокоенный своей судьбой после смерти, это человек, который старается спасти свою душу, щедро раздавая милостыню, жертвуя богатства для церкви...

Иллюстрация «Отсутствие изобретений» связана с текстом «Представление о Божьем замысле». Средневековый мир практически не менялся. На протяжении раннего Средневековья во всей Европе не было изобретений. Почему? Дело в том, что средневековый человек представлял себе мир как воплощенный замысел Бога. Сделать изобретение означало нарушить этот замысел, за это могли и на костре сжечь!

Учитель формулирует цель урока: «Итак, отправляясь в прошлое, можно сохранить современную прическу, да и одежду XXI века можно оставить. Главный секрет перемещения во времени заключается в том, чтобы взглянуть на мир глазами средневекового человека».

Ученики записывают цель урока в рабочий лист.

Ментальный анализ исторического текста: Византия - особенный взгляд на мир

Учитель продолжает «инструктаж»: «Любое путешествие во времени начинается с кнопки «старт». Она обычно спрятана в неком историческом тексте. Его могут прочитать тысячи людей, но кнопку обнаружите именно вы, если не забудете, что система человеческих представлений о времени и пространстве, о добре и зле, о красоте, о народах - обо всем на свете! - меняется. Переместится во времени лишь тот, кто сможет взглянуть на мир глазами людей из прошлого».

Итак, исторический текст (см. рабочий лист, текст «Об управлении империей. X век»).

Учитель формулирует первую группу вопросов к тексту:

- к какому времени текст относится?

- в какой стране текст создан?

- кто является автором текста?

- какие слова в тексте непонятны?

Ромейская империя - самоназвание Византии, греческое произношение названия «Римская империя»; Багрянородный - рожденный, когда отец его был облачен в багряную или пурпурную мантию, то есть был правителем;

василевс - греческий вариант титула «римский император»;

сонм - сборище, толпа;

империя - это...

ВНИМАНИЕ! Особое внимание следует уделить смыслу слова «империя». Для определения этого сложного термина в качестве подсказки можно использовать слайд, который представляет собой пазл карты «Великая Римская империя». «Собирая» империю из многих стран, ученики наглядно представят себе могущественную державу, включающую в себя завоеванные страны и народы. Современное нам представление об империи следует записать на доске в форме определения.

Учитель формулирует вторую группу вопросов к тексту: «Все вопросы, которые мы разобрали сейчас, очень важны, но они не способны перенести нас в другое время. Дело в том, что, задавая такие вопросы, мы смотрим на исторический текст с высоты наших дней. А переместиться во времени сможет лишь тот, кто посмотрит на мир глазами человека из прошлого! В этом случае вопрос может быть, например, таким: чем с точки зрения жителя Византии империя отличалась от любого другого государства?»

ВНИМАНИЕ! Ответы нужно искать именно в тексте, именно вместе. Это тот момент урока, когда возникает ощущение настоящего открытия. В качестве примера привожу здесь те ответы, которые были найдены во время конкурсного урока в 6-м классе гимназии №56 г. Санкт-Петербурга. Ответы необходимо записать на доске. Таким образом мы сможем сопоставить современный и средневековый взгляды на империю.

Это единственное государство на земле («власть надо всеми», «поклонялись тебе населяющие землю»).

Это икона (образ, отражение) Царства Божьего на земле («он даровал тебе царствие свое»).

Это государство не может погибнуть («Вседержитель укроет тебя своим щитом», «престол твой, как солнце, ни одна из тягот не коснется тебя»).

Ученики записывают эти ответы в рабочий лист.

Учитель обращается к объяснению сложнейшего феномена средневекового сознания (идея translatio imperii): «В сознании средневекового человека изменчивое, текущее время было окружено неподвижной вечностью (жизнь людей протекает во времени, Создатель наблюдает за нею из вечности, для него и прошлое, и настоящее, и будущее существуют одновременно). В момент translation империя не погибала, а выходила из времени в вечность, а потому и вернуться могла, по воле Бога перенесенная в любое время и даже в любое пространство. Империя и путешествие во времени - это очень близкие понятия! Поэтому раннесредневековая история - это не что иное, как череда translatio imperii». (На слайде - символы Империи Карла Великого, Священной Римской империи, Византии.)

В сильном классе можно даже коснуться теории «Москва - третий Рим».

Закрепление: встреча

на перекрестке времен

Учитель напоминает, что на уроке мы взглянули на сложнейшее понятие империи не только с высоты сегодняшнего дня, но и увидели его глазами средневекового человека, он предлагает ученикам: «Ребята, сегодня мы только приоткрыли завесу тайны, которой окутана Византийская история. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы ощутили ни с чем не сравнимое прикосновение другого времени. Мы закончим урок «встречей на перекрестке времен». Переверните свои рабочие листы и, если вы увидели современный нам символ, выполняйте задание с точки зрения современного человека, а если у вас средневековый - византийский символ, то ваша позиция - это средневековый взгляд на мир».

Ученики выполняют письменное задание на рабочих листах:

Определите понятие «империя» с точки зрения...

Укажите достоинства империи и ее недостатки с точки зрения...

Подведите итог своему выступлению.

Учитель предоставляет слово ученикам. Они выступают с разных позиций: точка зрения современного человека соседствует с точкой зрения человека средневекового. Завершить череду выступлений целесообразно вопросом: а кто же прав? Замечательно, если дети признают, что и средневековый, и современный человек правы каждый по-своему.

Резюме учителя: «Мы сегодня совершили невероятное, мы организовали встречу современного и средневекового человека. Пусть ваше путешествие во времени продолжается!»

Домашнее задание

Заканчивая урок, учитель обращает внимание учеников на то, что в рабочих листах указано домашнее задание: прочитать текст учебника о Византии. Предположить: с чем в этом тексте не согласился бы житель средневековой Византии?

Ирина МАЛЫГИНА, учитель истории и обществознания Бавленской средней школы, лауреат конкурса «Учитель года России-2008», Владимирская область