Проучившись почти весь учебный год, мы можем сказать, что процесс адаптации проходит успешно. Не последнюю роль в этом сыграла наша «Развивающая среда - проектная деятельность».

Мы хотим рассказать о проекте «В моей Вообразилии».

Принципы работы:

Игра - дело серьезное!

Учись играя!

Фантазии - это реальность!

Цели и задачи проекта:

- Учить работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.

- Развивать творческое воображение учащихся при помощи различных видов деятельности.

- Развивать речевое творчество. Учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью.

- Учить отображать мысли при помощи рисования, аппликации, конструирования и других практических видов деятельности.

- Учить поиску материала по заданной теме из разных источников.

- Развивать внимание, память, любознательность.

Работа над этим проектом рассчитана на весь учебный год. Мы умышленно не выбрали одну «узкую» тему, так как одной из наших задач было узнать интересы детей. А поскольку ребенку в 6-7 лет необходимо сразу видеть результат своего труда, то наша общая тема была разбита на подтемы.

Не секрет, что большинство детей могут работать лишь по образцу. Покажите нам, а мы нарисуем, слепим, сделаем аппликацию. Наша задача - научить ребят самостоятельно сочинять, придумывать. Мы хотим, чтобы они умели отстаивать свою точку зрения, объяснять, почему они сделали именно так. Ребенок должен уметь аргументировать свой ответ, а не думать о том, как сказать «правильно».

Тематика работ:

- я и моя семья;

- подводный мир;

- динозавры;

- летающие цветы;

- цветочное лего;

- космос;

- дом моды;

- автосалон;

- сказочные герои;

- создание сказки от А до Я;

- пластилиновая сказка;

- сказка из лего;

- мультипликация.

Мы не ставили своей задачей выстроить работу так, как предлагают традиционные методики. Мы отважились пойти за детьми, за их интересами, лишь слегка корректируя направления деятельности и способы их практической реализации.

Этапы работы

1. Подготовительный этап

Задача: правильно определить тему, изучив интересы учащихся.

2. Подбор материала

Задача: дать максимум доступной информации по теме.

Использовались различные виды деятельности: просмотр фильмов, посещение музеев, беседы с родителями, подбор иллюстраций и книг на заданную тему.

3. Индивидуальная работа

Задача: уйти от шаблонов. Мы стремились к тому, чтобы дети проявляли инициативу, фантазию, сами создавали образы.

Виды работ: аппликация, рисование, лепка, легоконструирование, оригами.

4. Работа по группам

Задача: разыграть «Сладкую сказку». Данный вид работы - наша находка. Мы использовали для инсценировки сказок игрушки из киндер-сюрпризов.

5. Коллективная работа

Задача: дети должны увидеть результат своей работы.

Оформление общей работы, составление композиции из работ учеников. Учитель направляет, дает советы.

Работа над одной темой занимает 4-5 занятий. Коллективная работа очень нравится детям, потому что они видят, насколько изменяется их творение в общем «хоре».

6. Индивидуальные мини-проекты

Задача: вызвать у ребенка желание проявить инициативу.

Создание сообщения с иллюстрациями, написание сказки и оформление книжки.

7. Подведение итогов. Праздник

Задача: настроить всех на коллективное творчество (участие принимают учитель, ученики, родители).

Постановка сказки на современный лад. Сценарий сказки, костюмы, декорации - все было придумано детьми.

Для нас эта работа тоже интересна, потому что мы отошли от традиционной схемы: конкретная тема - защита. У нас каждый урок - маленькое исследование, открытие.

Ольга ПЛЮЩЕВА, Татьяна МАЛЫШЕВА, учителя начальных классов средней школы №807, Москва