В этот день учились все: конкурсанты, педагоги принимающей школы, дети, к которым пришли необычные учителя. Почему необычные? Потому что с ними не скучно, на похвалу они не скупятся, не занудствуют, объясняют просто даже трудные вещи.

Но что самое интересное - практически все учителя, даже самые опытные, прошедшие российские этапы конкурса, волновались. Отовсюду слышалось: «Времени не хватило! Урок сырой!» Все сомнения отступили, как только началось общение с детьми. Удивительно, но школьники живо откликались на вопросы, казалось бы, незнакомых учителей.

После уроков на первом этаже вывесили большой лист бумаги, который тут же прозвали Доской гласности. И школьники сразу устремились туда с ручками и фломастерами. Следом потянулись учителя-лауреаты. Ведь каждого из них волновало: удался ли урок? Дети сомнения развеяли. На Доске гласности они написали: «Природоведение - супер». Это про урок в 5-м классе Василия Еремеева из Заозерской средней школы, лауреата конкурса 2000 года. Людмилу Пархомук, соросовского учителя, которая стала лауреатом в 2003-м, попросили остаться в школе навсегда и преподавать биологию.

- Урок Людмилы Анатольевны был удивительным! - поделилась своими впечатлениями Ксения Якимова, ученица 10-го «А». - Ее рассказ о Бернарде Гржимеке никого из нашего класса не оставил равнодушным. На уроке было легко общаться и говорить. Учительница умеет слышать нас!

Что уж говорить про корифеев? Уроки Нины Залысиной, математика из Надвоиц, и Эдуарда Алехина, историка из Повенца, по программе совпали. Было сложно решить - к кому пойти? Эдуард Георгиевич выручил: к общей радости, согласился дать еще один урок. Желающих посмотреть на его знаменитые схемы и увидеть, как дети за сорок минут из семиклассников превращаются в маленьких философов, оказалось не меньше, чем учеников! И так почти у всех двенадцати педагогов из разных уголков республики - Заозерья, Повенца, Надвоиц, Петрозаводска, Сегежи, Деревянного.

Помимо прошедших уроков, актив Ассоциации учителей года Карелии обсуждал перспективы конкурса «Учитель года». Один из острых вопросов - нужен ли в программе открытый урок? На что Эдуард Алехин, который участвовал в республиканском конкурсе дважды - победил в 1997-м и стал лауреатом в 2007 году, - резонно заметил:

- Без уроков все это может превратиться в конкурс хорошо оформленных документов.

Учителя сошлись во мнении, что живое учительское слово не может заменить ни самая современная техника, ни новые пособия, ни тесты. Удивительно, но о трудностях современной школы никто не вспоминал. Педагоги истосковались по общению и о буднях - НСОТ, ЕГЭ, усложнившейся отчетности - на время просто позабыли. Итог встрече подвела Нина Залысина, победитель 2001 года. Она всегда лаконично и просто выражает свои мысли, похожие на формулы:

- Я думала отказаться от этой поездки. Решила для себя - хватит, возраст уже не тот. И как хорошо, что передумала! Учитель должен быть выездным! Знаете, какая разница между нами - теми, кто стоит на сцене, и теми, кто сидит в зале? Мы просто смелые. А вы пока нет...

Кстати, уже в апреле на одного смелого в этой команде станет больше - именно в это время будет проходить республиканский конкурс «Учитель года Карелии». Победитель прошлого года Юлия Громова, финалист Всероссийского этапа конкурса, учитель начальных классов из прогимназии «Истоки» города Сегежи, в одном из своих выступлений сказала:

- Конкурс расширил мои горизонты. Ради таких встреч и общения можно вынести любые испытания!

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, Карелия