Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Задачи:

образовательные - отработать основные навыки работы в редакторе Paint, закрепить навыки работы с графическими примитивами, со способами редактирования графических объектов; освоить алгоритм монтажа графического объекта; закрепить знания жанра искусства «натюрморт»;

развивающие - формировать навыки работы по алгоритму, прививать эстетическую культуру;

воспитательные - стремиться к тому, чтобы дети нравственно воспринимали окружающий мир и видели в компьютере инструмент создания графического объекта.

Тип: интегрированный с применением элементов коллективного творчества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с алгоритмами выполнения задания, презентация натюрмортов (произведения художников).

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Вы любите рисовать? А рассматривать уже готовые рисунки? (Ответы детей.)

Далее можно использовать звуковой файл со знакомой всем песней. Желательно, чтобы ученики сами ответили на тот или иной вопрос.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется... пейзаж.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется... портрет.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или море в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это... натюрморт.

- В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Это один из жанров изобразительного искусства. Художник рисует вещи, которые окружают нас - предметы быта, посуду, плоды и тому подобное. В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. В другом они изображаются как нечто самоценное и информируют прежде всего о себе, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета. Композиция здесь как бы выставочная, декоративно организованная и строго продуманная.

Оба названных типа натюрморта не всегда воплощаются в чистом виде. Они могут совмещаться в одном и том же произведении.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

Полюбуйтесь на прекрасные работы художников (идет демонстрация слайдов). Рис. 1.

Сегодня мы вместе создадим натюрморт, который будет состоять из веточек рябины. У нас есть заготовка картины (рис. 2), но в нее нужно добавить элементы - веточки.

Их мы нарисуем и отредактируем сами. Для этого нам понадобится программная среда графического редактора Paint. Алгоритм выполнения грозди у вас представлен на карточках. Рассмотрим, как по нему работать.

Учитель демонстрирует порядок операций, дети повторяют все действия.

1. Запустить программу Paint.

2. Включить инструмент Эллипс.

3. Цвет Черный.

4. Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг без заливки.

5. Включить инструмент Заливка.

6. Цвет Красный или Оранжевый.

7. Залить внутреннюю область круга.

8. Включить инструмент Кисть.

9. Цвет Черный или Коричневый.

10. Нарисовать нижнюю часть ягодки.

- Мы нарисовали одну ягодку из гроздей рябины. Теперь выделим ее и скопируем, используя Прозрачность. Перемещая, будем собирать гроздь, укрупняя объект.

Вставлять можно много раз - столько, сколько, по-вашему, должно быть ягодок в вашей грозди.

А сейчас давайте немного отдохнем (физкультминутка):

ветер дует нам в лицо (дети машут в лицо, зажмуривая и открывая глаза);

закачалось деревце (наклоняют голову вправо и влево);

ветер тише, тише, тише (поворачивают голову вправо и влево);

деревце все выше, выше (поднимают руки вверх и тянутся, выпрямляя позвоночник).

Теперь создадим рябиновый листочек:

1. Включить инструмент Эллипс.

2. Цвет Черный.

3. Нарисовать овал без заливки.

4. Нарисовать прожилки листа.

5. Включить инструмент Заливка.

6. Цвет Зеленый, Коричневый или Бордовый.

7. Залить внутреннюю область овала.

8. Наклонить лист (Рисунок - Наклонить - По вертикали - Угол 30). Так как это всего один листик из листа, нужно скопировать его и вставить, создавая одну часть сложного листа.

9. Скопировать рисунок и отразить зеркально.

10. Соединить две половинки, повернуть, если нужно, добавить лист к грозди, дорисовать кустики к ягодкам - получится веточка рябины.

11. Сохранить рисунок.

12. Скопировать вашу рябиновую веточку в сетевую папку под названием Натюрморт.

Теперь из ваших рисунков мы составим полную композицию. (Из общей папки учитель берет готовые работы ребят и объединяет в общую композицию. (Рис. 3.) Затем демонстрирует ее всему классу.)

Затем учитель подводит итоги, выставляет отметки, задает домашнее задание.

Марина САРАПКИНА, учитель информатики школы №1, пос. Советский, Республика Марий Эл