За 30 лет работы в школе мне приходилось работать с разными детьми. Я не выбирал для себя ни особенных детей, ни легких путей в педагогической профессии. Благодарю судьбу, что в моей жизни встретились самые разные воспитанники: одаренные, которые жили любовью к математике. Немало было слабых, которые не обладали высокими способностями и желанием. Встречались ярко выраженные гуманитарии со своим складом ума, которым надо было показывать красоту математики. Были и те, которые ни поддавались никакой классификации. Таковыми они остаются для меня и сейчас. Преподавая в вузе, я не перестаю работать в школе. И глубоко убежден в том, что человек, совмещающий научную деятельность с практикой, видит науку совсем под другим углом зрения.

Со сколькими замечательными учеными-математиками пересеклись мои пути-дороги - Георгий Дорофеев, Светлана Минаева, Александр Мордкович, Светлана Суворова и другие уважаемые мной люди. Я горжусь тем, что первым ученым, отметившим мою дебютную методическую статью, был Игорь Шарыгин. Много лет назад с замиранием в душе я нес свою первую рукопись прекрасному редактору журнала «Математика в школе» Наталье Курдюмовой. В ответ на мои переживания она сказала тогда: «Алексей Иванович, не важно, кто дал вам рекомендацию, важно, чтобы статья была хорошая». Несмотря на непререкаемый авторитет Шарыгина, она, как многоопытный человек, дала мне понять: методика, математика, ребенок и учитель - живая взаимосвязанная и неразрывная субстанция, и это главное в научном труде!

С тех пор я исповедую этот принцип неукоснительно. В каждой работе ученого, учителя, методиста, программиста я пытаюсь найти то, что помогает сделать математику наглядной, интересной, яркой и доступной - в тех случаях, когда это возможно. Тот же принцип стараюсь воплощать в собственных статьях и книгах.

Мне всегда был интересен прикладной софт. Я, как учитель-практик, понимаю, что компьютер неизменим в работе современного учителя. Жаль только, что к созданию прикладных программ учителя-практики привлекаются крайне редко. Может быть, именно поэтому хороших разработок очень мало. По-моему, они получаются тогда, когда встречаются два многоопытных человека - методист и программист, и каждый из них понимает общность задач и ценность своего труда, даже в ущерб меркантильным и сиюминутным интересам.

Крайне важно создать программу не только для ограниченной группы одаренных детей, но и для всех детей. Всем надо осваивать математику. А это трудно. Геометрию изучать еще труднее. Но создавать такие программы не только интересно, но и полезно. Впрочем, если судить сегодняшними мерками, - еще и выгодно (это относится и к разработчикам тоже)!

Мне по учительской манере сразу хочется привести пример одной из таких программ, которую создал наш соотечественник Михаил Серпик - это Advanced Grapher. Она бесплатная и, возможно, далека от идеала, но эффективно работает в школе. Удобный и понятный интерфейс, простота эксплуатации, многообразие функций, позволяющих использовать программу на разных этапах урока. Не буду останавливаться на ней подробно, тем более что не раз уже писал о ней в педагогической прессе. Теперь в Интернете можно найти немало методических материалов, связанных с использованием Advanced Grapher в преподавании алгебры и начал анализа. Хуже дело обстоит с геометрией. Универсальных конструкторов на сегодняшний день не существует. Не беру в расчет «Математический конструктор», подготовленный фирмой 1С. Вполне возможно, что такая диковина, как Динамическая геометрия, кому-то интересна и полезна. Речь о другом - о конструкторе, который нужен каждому учителю математики. И опытному, и молодому. Сейчас почти повсеместно в школах есть интерактивная доска. Как бы было здорово, если бы к ней еще добавить электронный конструктор, приспособленный к каждому методическому действию учителя математики. Что должна уметь делать программа? По большому счету не так много. Прежде всего строить чертежи (от простых до сложных) так, чтобы последовательность объяснения была созвучна методике, которую применяет обычный учитель.

Есть ли в программе, о которой я писал в статье «Софт с характером», положительное зерно? Есть. По сравнению с Михаилом Серпиком программисты 1С пошли дальше: теперь в «Конструкторе» можно строить графики с модулем, выполнять их преобразования, вставлять картинки в презентации. Но я написал всего лишь о некоторых недостатках потому, что они заметны каждому учителю математики. Увидят их и ученики. Они ведь компьютером владеют порой лучше, чем преподаватель.

Очень бы хотелось, чтобы недостатков было как можно меньше. Если продукт хороший, он обязательно найдет своего пользователя. И пусть не обижаются на меня сторонники программы и ее создатели. Я хочу, чтобы мои коллеги в лице «Конструктора» имели надежного, верного и преданного помощника. А для этого надо еще поработать. Всем вместе - на благо детей, на благо методики преподавания математики.

Алексей АЗЕВИЧ, учитель математики лицея «Венда», отличник народного образования РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации образования МГПУ