Этот детсад был открыт в 2004 году. На сегодняшний день состоялось уже два выпуска воспитанников. В нем функционируют шесть групп, две из которых - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В мае прошлого года учреждение победило в проекте Департамента образования города Москвы «Детский сад будущего» в номинации «Современные информационные технологии в дошкольном образовании». Их разработка называлась «Повышение родительской компетенции средствами дистанционного общения». Руководство детского сада сделало самое логичное, что можно было предложить в рамках номинации, - создало не просто наполненный информацией сайт, где были адреса, телефоны руководителей и пара общих фотографий, но интернет-представительство в прямом смысле слова, то есть инструмент общения в Мировой паутине.

«Мы очень хотим, чтобы родители были равноправными партнерами, активными участниками нашего образовательного процесса, - отмечает Наталья Гагарина. - Чтобы были общие идеи, общие цели, высокая компетенция, чтобы мы жили и трудились на благо наших детей».

Тут надо сказать, что сайт www.ds2483.msk.ru полезен не только для родителей ребят, посещающих этот садик, а вообще для любого взрослого, который интересуется вопросами развития и воспитания детей. Основная цель деятельности работников - это формирование компетентности родителей средствами дистанционного общения. Над ее достижением руководство учреждения работает уже год. И по словам руководителя творческой лаборатории, доцента, кандидата психологических наук Елены Ушаковой, увлечение этой темой возникло у них неспроста.

«Все родители сейчас очень заняты, - говорит она. - Отдавая своих детей в детский сад, они в принципе перепоручают их сотрудникам детского сада. Конечно, у взрослых есть интерес к деятельности ребенка, но иногда им бывает просто некогда посмотреть, чем и как он занимается».

Детский сад изначально воспринимается как закрытая структура, куда ребенка сначала отдают, а потом забирают, периодически знакомясь с какими-то результатами творчества детей. Сотрудники же детского сада №2483 в целом и творческая лаборатория в частности поставили перед собой цель сделать из родителей не просто инертных потребителей образовательных услуг, а социальных и психолого-педагогических партнеров. Собственно, эта цель и послужила причиной создания сайта.

«Практически каждый второй ребенок имеет особенности в развитии: кто-то возбудим, кто-то замкнут, кто-то тревожен, - перечисляет Елена Ушакова. - Поэтому родителям бывает очень трудно разобраться в тонкостях, а к специалистам пойти недосуг». Но систему знаний могут дать только люди, постоянно общающиеся с ребенком, то есть специалисты дошкольного образовательного учреждения. Они знают детей хорошо, потому что ежедневно видят каждого ребенка, следовательно, могут порекомендовать родителям методы взаимодействия со своими детьми. Соответственно при нехватке времени для прямого общения существует дистанционная форма.

Так уж сложилось, что помимо всего прочего родители для ребенка являются еще и главным примером для подражания. Однако в общении с детьми мы чаще всего придерживаемся так называемой житейской психологии, что не очень правильно. Гораздо вернее будет сформировать общение с ребенком на основе советов детских педагогов-психологов. Такой «комплексный» подход к взаимодействию взрослых и детей, по мнению доцента Ушаковой, также очень важен. Часто мы приходим домой, выполняем какие-то механические для нас действия и не задумываемся, как это повлияет на формирование характера дитяти. «Нужно заставить родителя посмотреть на себя в первую очередь как на родителя и человека, который выполняет конкретную социальную роль, - говорит Елена Ушакова. - Так что личностные качества пап и мам, бабушек и дедушек можно считать составляющими психолого-педагогической компетентности».

Одна из задач педагогического коллектива - создание и внедрение комплексной системы использования ИКТ для психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников детского сада. При ее формировании творческая лаборатория садика проанализировала семьи, стремления семей и их уровень владения информационными технологиями. Выяснилось, что многие родители воспитанников детского сада хотя и слышали о том, что такое Интернет, но понятия не имеют, как туда войти и как с ним работать. Поэтому на первом этапе сотрудники детского сада не смогли вовлечь все сто процентов родителей в новый тип общения. Однако на сегодняшний момент 78 процентов из них все-таки используют сайт для переписки со специалистами.

Что интересно, по словам Елены Ушаковой, интернет-общение посредством сайта породило очень много вопросов. «Родители стали гораздо чаще обращаться к воспитателям и специалистам с просьбой помочь в решении проблем, разобраться, - говорит она. - Больше стали интересоваться даже наполнением образовательных программ».

Работа на сайте ведется по нескольким направлениям: информационно-просветительское, организационное, мотивационно-стимулирующее, консультативное и научно-исследовательское (опросы и анкетирование). Много места уделено фактической информации о детском саде: приветствие директора, устав, история и так далее. Есть сведения по группам, данные воспитанников и воспитателей, а также методические рекомендации, которые меняются в соответствии с тематикой проводимых занятий. А вот модуль «Родительская страничка» посвящен общим вопросам: одежда, игрушки, вопросы адаптации, питания - то есть все, что хотел бы знать родитель об образе жизни и поведении ребенка в дошкольном учреждении.

В модуле «Давайте знакомиться» содержится информация об учреждении. Он включает в себя подразделы: «Наш садик», «Сотрудники», «Лицензия», «Устав детского сада», «История», «Награды». Последний пользуется особой популярностью у посетителей. «Мы выставляем не только награды педагогического коллектива в целом, но и каждого сотрудника в отдельности, рассказываем о его статусе, квалификации, - говорит Ушакова. - Родители всегда стремятся посмотреть на то, что же собой представляет тот или иной педагог».

«Наша жизнь» содержит сведения и фотоматериалы обо всех событиях, которые проходят в детском саду. Если в силу занятости родитель не сумел выбраться на то или иное мероприятие, то он всегда может просто зайти на страничку сайта, выбрать пропущенное событие и посмотреть фотографии, сделанные в процессе праздника. По запросу родителей есть возможность посмотреть и видеосъемку мероприятия. Что очень важно, информация с сайта не убирается, а архивируется.

Модуль «Школа для родителей» полностью посвящен советам специалистов, работающих в детском саду. При этом советы тут даются не по наитию отдельно взятого педагога-психолога, а строго по науке, с учетом реальной потребности. «Совет всегда составлен по мотивам обращений родителей, просьб и вопросов, - объясняет руководитель творческой лаборатории. - Когда мы видим, что эта проблема волнует большую часть населения, или понимаем, что она актуальна для родителей какой-то из групп, терапевт, психолог или врач пишут определенную заметку». Причем эти заметки написаны в виде диалогического монолога, в форме «беседы с невидимым родителем», что также облегчает восприятие информации.

Модуль «Консультативный пункт» - виртуальное воплощение консультативного пункта для родителей, открытого на базе детского сада. Он содержит информацию о сотрудниках и необходимые документы. Материалы предназначены в том числе и для студентов, проходящих практику в учреждении дошкольного образования. Сотрудники вывешивают также информацию, актуальную для конкретных клиентов пункта.

Но самая интересная часть вышеозначенного модуля - «Личный кабинет для родителей». Сюда имеют право заходить только специалист, у которого наблюдается семья, и сам родитель - по личному паролю. Изначально кабинет создавался для тех, кто не может постоянно посещать со своим ребенком консультативный пункт. Он позволяет специалисту, несмотря ни на какие проблемы (например, со здоровьем ребенка или родителя), поддерживать контакты с семьей. Тут же помещены различные задания для детей, которые папы и мамы могут использовать на практике. По сути это такое компьютерное воплощение телефона доверия для родителей, которые часто обращаются к специалистам не только с вопросами о воспитании, но и рассказывают о своих личных психологических проблемах.

«Когда гости сайта видят на главной странице ссылку на «Личный кабинет», они нередко сразу идут именно туда, - смеется Елена Ушакова. - И, что мне особенно приятно, эти кабинеты создают не только воспитанники нашего детского сада, но и люди, которые посещают наш консультативный пункт». Более того, по ее словам, онлайн-кабинеты начали создавать даже те родители, чьи дети находятся в других учреждениях, и кто просто хочет получать консультацию специалистов - работников детского сада №2483.

Наконец, модуль «Контакты» содержит телефоны и адрес, а также включает в себя подраздел «Вопросы и консультации». Специфика последнего в том, что на любой вопрос можно получить краткий и логичный ответ, доступный пониманию родителя-неспециалиста.

«Изъясняться просто и доходчиво способен не каждый, поэтому в рамках образовательного учреждения мы также обучаем воспитателей системе и формам работы с родителями, - говорит Елена Ушакова. - Мы стараемся ничего не скрывать, потому что считаем: дошкольное образовательное учреждение должно быть открытым пространством».

Согласно статистике сайт посещают жители не только России, но также других стран ближнего и дальнего зарубежья - Казахстана, Молдавии, Латвии, Чехии, Израиля и даже Японии. Конечно, есть вероятность, что часть гостей попали на их сайт случайно, однако, считает Ушакова, иностранных посетителей насчитали 17 процентов от общего числа. А это наводит на определенные размышления!