Цифровое пространство, насыщенное играми и интеллектуальными ресурсами, все чаще воспринимается как новая коммуникативная галактика. Она подобна описанной Маршаллом Маклюеном «Галактике Гутенберга», создающей новое культурное пространство. Поэтому можно сказать, что уже имеющиеся галактики речи и текста не только расширяются и дополняются сетевыми ресурсами, но и преобразуются в этой новой среде. Сетевое пространство, понимаемое через текстовые критерии как гипертекст, позволяет интерпретировать себя и в такой тотальной форме, как гиперинтеллект. Но одновременно, имея в виду технические возможности, оно проявляется и как гиперречь, гиперухо, гиперглаз, а в целом - гипертело, поскольку моделирует функциональные возможности человека. По существу компьютерные цифровые технологии расширяют и преобразуют способности самого человека, создавая основу для развития новых реалий культуры.

В каком-то смысле можно считать, что культура, уже давно определяемая учеными и специалистами культурологами как вторая природа для человека, обретает новый пласт - интерактивное виртуальное пространство. Пользуясь компьютерными технологиями, человек не просто порождает новый предметный мир, как это происходит в созданном человеком культурном пространстве, но активно создает объекты мультимедийной природы, порожденные ИКТ. Этот мир сетевых пространств, цифровых технологий и мультимедийных объектов, как матрешка, вложен в мир человеческой культуры и становится все более активным, обретающим собственные качества; в рамках «второй» природы зарождается «третья», виртуальная, природа.

Каковы же особенные качества мультимедийных цифровых объектов? Они могут быть не только плоскими, какие обычно создаются на экране, но и трехмерными, воспроизводя особенности пространства. Мультимедийные объекты хорошо и быстро трансформируются, с легкостью управляются даже ребенком. Более того, ребенок ими управляет даже успешнее, чем взрослый. Этот податливый мир объектов всегда открыт для взаимодействия и готов принять в свои объятья всех желающих. Он завораживает своей легкостью, несопротивляемостью, так что человек иногда и не успевает заметить, как оказался в сетях этого нового пространства.

Для культуры особенно важно, что порожденный человеком поток мультимедийных возможностей, различные игры и программные средства создают принципиально открытое пространство общения, коммуникаций, обмена мультимедийными продуктами - текстами, фото, видео, а также голограммными объектами. Для взрослых это в какой-то мере вариант чуда. Но для новых поколений и плоские двухмерные мультимедийные объекты, и трехмерные висящие в воздухе игрушки могут уже вскоре восприниматься как обычное повседневное явление, подобно тому, как сегодня многими воспринимается сотовый телефон.

Для новых поколений этот культурный феномен становится одним из видов естественной реальности. Материальный осязаемый предметный мир дополняется, но ни в коей мере не вытесняется виртуальным, легко преобразуемым миром объектов. Интересно, что не только дети, но и взрослые смогут быстро освоить эти возможности и переключаться на существование в этих двух разных мирах, чтобы реализовать свои творческие потенции. Мультимедийный динамичный мир позволяет совершать фактически любые эксперименты, решать как образовательные, так и научные исследовательские задачи.

Особым инструментом образовательного класса становятся интерактивные доски резистивного типа, на которых мультимедийными объектами можно управлять касанием руки. Причем важно, что это действие может совершаться необязательно указательным пальцем, моделирующим пишущую ручку, но даже всей ладонью. Несложно заметить, что в особых случаях, когда у человека ограничены возможности стандартной деятельности, используя свой способ касания, на этих интерактивных инструментах он вполне может достигать хороших результатов, быть успешным в своей деятельности. На основе достаточно большого разнообразия касаний, которые необходимы для продуктивного решения образовательных и других задач, можно разрабатывать тач-технологии, которые будут максимально соответствовать потребностям конкретного человека.

Интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим решать не только образовательные, но и при необходимости коррекционные задачи в психологических центрах при работе с детьми с трудностями развития или серьезными патологиями. Последнее требует более внимательного изучения, практически индивидуального мониторинга детей с теми или иными нарушениями развития.

Доска как интерактивная поверхность может быть эффективным устройством для игры, во время которой дети активно развиваются. Следовательно, происходит саморазвертывание системы, ее расширение. Играя в новой среде, имеющей большие и разнообразные возможности, ребенок учится управлять (поначалу манипулировать) сложной средой, моделировать различные ситуации.

Если педагог через игру сначала управляет (направляет) развитием ребенка, то постепенно, по мере роста своих моделирующих способностей, тот учится успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать. Это очень важное коммуникативное качество.

Для процессов игры и управления могут быть использованы:

визуальные возможности - смена цвета поверхности может выступать негласным знаком, командой;

тактильные возможности - ребенок может касаться и создавать изображение по очереди всеми пальцами, без использования дополнительных средств. Здесь реализуются его творческая креативная функция и способность оценивать и исправлять создаваемый материал;

информационные возможности, базы данных, накопленные по данному ребенку, - это важно при переходе на новые этапы коррекции от специалиста к специалисту.

Для работы со сложными детьми выявляется дополнительный круг возможностей (в частности, компенсаторных), которые существуют у всяких сложных систем через образование новых связей, создание иных дополнительных функциональных органов, позволяющих создать необходимые точки опоры для рождения новых стартов. Это направление, однако, требует изучения и проверки.

Внешнее интерактивное устройство может выступать как поддержка, своеобразный обходной путь, коррекционная компенсаторная возможность (временный протез) для формирования внутри системы необходимых связей. Это можно рассматривать как процесс возникновения новых форм обратных связей, коммуникаций.

Интерактивная доска становится средовым компонентом, который может мягко регулировать внутрисистемные процессы; стимулировать человека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора; организовывать ребенка для решения каких-либо задач, усиливать его мотивацию. При этом человек остается самостоятельной креативной системой. Он способен овладеть данными возможностями и целенаправленно использовать их для поддержания своей устойчивости и сбалансированности.

Подобные устройства можно использовать и в коррекционной работе специалистам логопедам и психологам, развивать на их основе соответствующие методики.

Упражнения

с интерактивной доской как визуально-тактильной средой

Всякое взаимодействие может быть как внешним (отношения, игра с другими), так и внутренним (аутовзаимодействие, сонастройка с собой). И та и другая форма есть процесс взаимодействия с системными объектами. Человек должен научиться воспринимать не только другого, но и себя как сложную систему. Это значительно меняет его самовосприятие и устойчивость.

Коммуникации внешнего типа могут успешно развиваться на основе упражнения «Ладушки», которые вырабатывают принцип взаимодействия с миром, создают практику сонастройки.

Коммуникации внутреннего типа, сонастройки, могут производиться на основе:

упражнений на пересечение середины;

упражнений с системами восприятия внешнего мира;

упражнений баланса через работу со средней линией;

индивидуальных расширений и так далее.

Индивидуальные расширения могут основываться на том факте, что внутренние и внешние взаимодействия постоянно корректируют друг друга и телесная внутренняя коммуникация постоянно получает поддержку в визуальной среде. Выполнение отдельных упражнений не в воздухе, а на плоской поверхности может рассматриваться как новое расширение, дающее определенную специфику установления баланса. Такими упражнениями, например, могут быть «знак бесконечности», «перекрестные движения» и другие. Важно, что их разработка также нередко происходит «здесь и сейчас», в режиме интерактива, проявляет свою наибольшую эффективность при активном участии того, кому помогают.

Данная система упражнений имеет ценность как тестирующая и коррекционная техника. Тестирующий подход определяет нарушенную меру, а коррекционный - те приемы, которые сохраняют уровень оптимальности помощи и обеспечивают безопасность выполняемых упражнений. В сложных системах это очень важное обстоятельство, так как нет явных критериев оптимальности на все случаи жизни. При этом тестирующим может быть одно, а коррекционным - другое, особенно если они подбираются в процессе индивидуальной коррекции.

Значительную роль в эффективности упражнений играет мотив, ощущение желания или нежелания выполнять данную коррекционную поддержку. Желание получить помощь делает человека активным участником создания положительного результата. Но если что-то в предложенном упражнении вызывает негатив, то от него можно отказаться без ожидания негативных последствий. Это значит, что в данный момент человек не может с помощью данного приема провести самонастройку, выйти на оптимальную коммуникацию с самим собой, следовательно, данное упражнение требует замены, поиска другого способа снятия перегрузки.

Человек находится в постоянном взаимодействии с самим собой, учится прислушиваться к своим потребностям, отвечать на свои запросы и анализировать результаты. Тут в полной мере сказывается способность понимать результат не как жесткое завершение какого-то действия конечным и неизменным эффектом, а как промежуточный этап, событие, способное превратиться в точку опоры и позволить осуществлять дальнейшее продвижение.

Необходимо отметить, что это достаточно интенсивная работа, затратная по своим ресурсам. И человек именно за счет нее проходит путь преобразований, обнаруживая себя в какой-то момент времени изменившимся. Аутокоммуникативность говорит об отсутствии внешнего вмешательства, а следовательно, и о высоком уровне самостоятельности и безопасности процесса развития.

Ценность данного обстоятельства в свою очередь состоит в обретении опыта самонастройки, аутоподдержки, что создает и опыт устойчивости в сложных ситуациях развития. В рискованных процессах развития социума и неустойчивого мира это очень важное качество. Оно развивает индивидуальность и в то же время коммуникативные формы существования социума. Такой тип индивида способен существовать вне толпы и в то же время синхронно вместе со всеми.

Елена ЯРОСЛАВЦЕВА, кандидат философских наук, доцент Института философии РАН