Ответы направляются по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, дом 4/2, строение 1, «Учительская газета» с пометкой «Олимпиада» не позднее 31 марта (по почтовому штемпелю). Необходимо указать фамилию, имя, отчество, свой домашний адрес, адрес школы, класс, в котором вы учитесь; контактные телефоны, фамилию, имя, отчество подготовившего вас учителя. Среди присланных работ по каждой номинации будут отобраны 15 лучших. Победители со своими учителями будут приглашены на второй тур олимпиады, который будет проходить в Москве в середине мая 2004 г. (все расходы по транспорту и проживанию берет на себя Ассоциация «За гражданское образование»). Список победителей будет опубликован в «Учительской газете» и приложении «Граждановедение». Среди основных критериев оценки присылаемых на первый тур олимпиады работ отметим следующие:

1. Соответствие формальным требованиям (объем, сроки, оформление).

2. Обоснованность ответа - аргументированность, подтверждение собственных мыслей примерами из истории и/или современной жизни.

3. Точность ответа (не следует выходить за рамки поставленного вопроса).

4. Логическая последовательность.

5. Оригинальность мышления и оформления ответа.

6. Научность, широта знаний (не только в области обществознания, но и в других дисциплинах).

7. Умение выделять главное, делать выводы.

8. Умение анализировать и сравнивать документы.

9. Видение сути проблемы.

10. Отделение фактов от субъективного мнения.

11. Видение альтернативных вариантов решения той или иной проблемы.

Второй тур олимпиады пройдет в середине мая 2004 г. (сроки будут уточнены в дальнейшем) и будет состоять из двух этапов: письменные работы и устные испытания. Для преподавателей будет организован семинар.

Победители второго тура получат именные стипендии. Все участники второго тура получат почетные дипломы.

Приглашаем всех желающих участвовать в олимпиаде и желаем успеха.

6-7-е классы

Демократия

1. Кого из своих соотечественников древние греки почитали как «отца демократии»? Почему?

2. Что такое гласность? Как вы это понимаете? Какое значение имеет гласность в демократическом обществе?

3. Существует мнение, что демократия - «это когда все можно». Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Согласны ли вы с утверждением: «Суть демократии не во власти большинства, а в защите всех меньшинств от большинства»?

5. Почему большинство стран (людей или народов) стремится к демократии?

Права человека

1. Какое отношение к правам человека имеет Организация Объединенных Наций?

2. Должны ли права человека сочетаться с его обязанностями? Почему? Какие обязанности граждан России вам известны?

3. Может ли, по вашему мнению, смертная казнь как высшая и исключительная мера наказания за наиболее тяжкие преступления сдерживать рост преступности в России? Ответ обоснуйте.

4. Какие права и обязанности вы включили бы в декларацию своей школы? Почему?

5. Почему у нас в стране существует должность Уполномоченного по правам человека? Что вы знаете о его деятельности?

Избирательное право

1. Зачем нужны выборы в органы власти? Почему так важно участие граждан в выборах?

2. Что означает всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании? Кто обладает избирательным правом в Российской Федерации?

3. Какие ограничения установлены Конституцией Российской Федерации для избирателей? Согласны ли вы с этими ограничениями? Почему?

4. Почему право избирать и быть избранным относится к политическим правам?

5. Голосование на выборах в России проводится в выходной день. Приведите аргументы «за» и «против» этого положения.

Конституция

1. В большинстве демократических стран Конституция является основным законом. Какова роль Конституции в государстве?

2. Как по Конституции РФ в нашей стране осуществляется принцип разделения властей?

3. Чем Конституция отличается от других законов и правовых актов?

4. По Конституции Российская Федерация определяется как суверенное государство. Как вы это понимаете?

5. Какие суды входят в судебную систему РФ? Каковы их полномочия?

Тема эссе: Каким вы представляете будущее демократии в России?

8-9-е классы

I. Демократия и гражданское общество

1. Как по-вашему, может ли существовать демократия без гражданского общества и гражданское общество без демократии?

2. В последнее время некоторые депутаты Государственной думы утверждают, что средства массовой информации наносят вред обществу, и предлагают установить за ними общественный контроль. Разделяете ли вы такую оценку роли средств массовой информации и считаете ли вы необходимым введение контроля над ними?

3. Когда в России возникли первые органы местного самоуправления? Расскажите об их деятельности.

4. Какие неправительственные правозащитные организации, существующие в России, вам известны? В чем причина их создания? Есть ли связь между гражданским обществом и существованием в государстве неправительственных правозащитных организаций?

5. Почему не все люди становятся хорошими гражданами? Как вы понимаете словосочетание «хороший гражданин»?

II. Права человека и социальная защита

1. В какой период истории идея прав человека становится особенно популярной и получает теоретическое обоснование? Кто из философов, по вашему мнению, внес наибольший вклад в обоснование прав человека.

2. Что такое Женевские конвенции и как они связаны с правами человека?

3. Как вы считаете, не является ли наличие в государстве закона о запрете фашистских и других экстремистских организаций ограничением прав человека на свободу слова и мысли, а также на создание и участие в деятельности общественных организаций?

4. Раскройте содержание понятия «правовая культура личности»? Как вы считаете, при каком политическом режиме данное качество личности является наиболее востребованным в обществе?

5. Допустимы ли, с вашей точки зрения, ограничения прав человека? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?

III. Конституция Российской Федерации

1. По Конституции Российская Федерация провозглашается республикой. Какой республикой, с вашей точки зрения, является Россия?

2. В целях укрепления государственности в Российской Федерации был изменен принцип формирования Совета Федерации. В чем заключалось это изменение? Как по-вашему, способствовало ли данное изменение развитию демократии в РФ?

3. Как по-вашему, почему демократы начала ХХ века считали необходимым введение конституции в России? Какова роль этого документа в современных государствах?

4. Сопоставьте Конституцию СССР 1977 года и Конституцию РФ 1993 года: какие из различий этих конституций вы считаете наиболее принципиальными? Чем они обоснованы?

5. Как по-вашему, является ли для демократического государства обязательным наличие конституции? Может ли конституция спасти демократию от тоталитаризма?

IV. Выборы

1. Какими средствами можно обеспечить реальный контроль избирателей за деятельностью депутатов? Являются ли существующие средства контроля эффективными?

2. Каково ваше отношение к депутатской неприкосновенности? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Политологи считают, что политическая культура граждан в наибольшей степени проявляется во время избирательной кампании. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

4. Выборы являются важным механизмом осуществления демократии, докажите это положение.

5. В ряде стран существуют различные избирательные цензы. Какие избирательные цензы существуют в России? Как по-вашему, не является ли наличие избирательных цензов ущемлением демократии?

Тема эссе: Каким вы представляете будущее демократии в России?

10-11-е классы

I. Демократия и гражданское общество

1. Какими качествами должен обладать человек в сформированном гражданском обществе?

2. Какие факторы влияют на процесс становления демократии?

3. Какие существуют формы воплощения демократии в современном мире?

4. Какова роль негосударственных организаций в России и мире?

5. Существует ли идеальная модель демократии для всех стран?

II. Права человека

1. Что создает благоприятную почву для насилия в обществе?

2. Как вы думаете, можно ли говорить о национальных особенностях в соблюдении прав человека?

3. Следует ли перед лицом угрозы терроризма ограничить некоторые права человека? Аргументируйте свою позицию.

4. Как вы думаете, не нарушает ли процесс глобализации право народов на сохранение культурного своеобразия?

5. Что важнее в демократическом государстве: уважение к многообразию или стремление к единству общества?

III. Конституция и государство

1. Каково основное назначение конституции?

2. В последнее время в России появилась тенденция к укрупнению субъектов Федерации и сокращению их числа. С чем она связана и каково ваше отношение к этому процессу?

3. Поддерживаете ли вы идею введения в школе отдельного курса по изучению Конституции РФ? Почему?

4. Каковы успехи и проблемы местного самоуправления в современной России?

5. В некоторых странах мира для принятия в гражданство существуют специальные экзамены с вопросами об общественно-политической жизни страны. Если бы такое правило существовало в России, то какие вопросы вы задали бы людям, желающим получить российское гражданство. Как вы считаете, согласуется ли данное положение с принципами демократического государства?

IV. Выборы

1. Считается, что демократические выборы являются свободными и справедливыми. Проанализируйте прошедшие выборы в Государственную думу РФ с точки зрения соблюдения этих принципов.

2. Какие тенденции можно выявить по результатам выборов в Российский парламент с 1993 года?

3. Какие факторы влияют на избирательную активность граждан?

4. Можно ли на основе хода избирательной кампании и результатов выборов получить представление о ситуации в обществе?

5. Что может сделать современная школа для подготовки будущих избирателей?

Тема эссе: Каким вы представляете будущее демократии в России?

Интернет-олимпиада

В рамках Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам проводится интернет-олимпиада по общественным дисциплинам.

К участию в олимпиаде приглашаются учащиеся 6-11-х классов, в том числе и участники Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам. Олимпиада проводится в один тур. Конкурс состоится с 20 января по 31 марта 2004 года. Учащимся предлагается написать творческую работу на тему «Каким вы представляете будущее демократии в России?» с использованием ресурсов интернета и ссылками на сайт «Дух демократии» - www.spiritofdemocracy.com (использование иллюстраций, взятых из интернета, приветствуется). Помимо этого, при определении победителей будут использоваться критерии, указанные выше.

Творческая работа не должна превышать 10 страниц.

Данная работа должна быть отправлена по электронному адресу voskr@redline.ru

В своей работе необходимо указать координаты, указанные выше, а также адрес электронной почты при ее наличии. К сожалению, мы не можем рассматривать коллективные работы, поэтому участники должны готовить свою творческую работу индивидуально.

В течение апреля 2004 г. компетентное жюри определит 6 победителей, которые в середине мая 2004 г. будут приглашены в Москву. Победители интернет-олимпиады получат дипломы и ценные подарки. Расходы на проезд и проживание победителей, их научных руководителей берут на себя организации интернет-олимпиады. Подробнее информацию об интернет-олимпиаде можно получить на сайте российско-канадского проекта «Дух демократии» www.spiritofdemocracy. com

Интернет-олимпиада проводится при организационной и финансовой поддержке «Учительской газеты», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Университета Нью-Бранзвик (Канада) и Канадского агентства Международного развития (СИДА).