Для начала перевод. Мудреное слово происходит от английского assert - «настаивать на своем, отстаивать свои права». Марина Александровна Бабыкина объясняет термин ясно и просто: «Ассертивность - это умение открыто выражать свои чувства, мысли, эмоции, желания. Ассертивный человек может сказать нет, не испытывая при этом вины, умеет вести переговоры, находить взаимоприемлемые решения, принимать критику, может постоять за себя».

Кстати, уже после тренинга я нашла в Интернете любопытное определение Ренни Фричи: «Ассертивный человек - тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса».

Однако вернемся к занятию. Ведь живое объяснение никакой Интернет не заменит. Тем более что Марина Бабыкина учила нас такой важной части ассертивного поведения, как умение дарить и принимать комплименты. Погружаясь в атмосферу улыбок, приятных слов, вежливых манер, я поняла, как важен в наше нервное, издерганное время именно такой подход к окружающим нас людям. Да и работодатель, сокращая штаты, наверняка захочет оставить сотрудника, который не только профессионально делает свое дело, но и умеет ладить с людьми.

Однако комплимент - это не так легко и просто, как вы думаете. Вот каким он должен быть, рекомендует иркутский психолог:

комплимент должен быть сказан искренне, уместно, от души;

нужно смотреть в глаза собеседнику, говорить лаконично и понятным языком;

не говорить «ты - такой-то и такой-то», а использовать «я-высказывания»: «Мне нравится...», «Я в восторге», «Я рада, я восхищаюсь, мне это нравится»;

важно, чтобы комплимент был не общим, а касался конкретного человека;

дарите комплимент без гипербол, иначе он будет фальшивым. Например, похвала «Ваша речь сегодня на педсовете звучала, как спич президента» выглядит неискренне, двусмысленно. Не нужно преувеличивать. Лучше сказать: «Вы сегодня хорошо выступали на педсовете, мне было все понятно и интересно»;

комплимент нужно говорить без «приправ». С педагогами это, к сожалению, случается - похвалить, да заодно и поучить... Например, такое «приятное» замечание: «Вы очень вежливы, а вот скромным вас не назовешь». Лучше сказать: «Мне нравится ваша вежливость». Вместо такого обидного «комплимента» «У вас хорошая память, вот бы ее да в интересах дела...» просто оцените коллегу или ученика: «У вас прекрасная память, которая поможет нам в работе». Это открыто, искренне, приятно человеку.

Еще один важный совет - учитесь не смущаться, услышав комплимент, не оправдываться, а достойно отвечать на похвалу: «Мне приятно это слышать», «Я рада, что вам понравилось», «Мне никто так еще не говорил, как сказали вы». Вы ведь заслужили хорошие слова!

Участникам тренинга Марина Александровна предложила сформулировать утренний комплимент для целого класса. Оказалось, что и в этой простой на первый взгляд фразе немало тонкостей. Размышления привели нас к тому, что очень многое зависит от того, какой класс в этот день у педагога и какое настроение у ребят. Очень важно не говорить шаблонных комплиментов, идеальный вариант - если похвала связана с какими-то событиями в классе или группе. «Такой фразой мы раскалываем лед, если он есть...» - советует психолог.

Всем понравился рассказ преподавателя Людмилы: «Когда я захожу в группу, я обязательно должна встретиться глазами со всеми ребятами. Они увидели меня, отложили свои телефоны, сумки... Когда мы встретились глазами, я говорю: «Я рада вас видеть, сегодня мы будем дружить». Комплимент должен быть коротким, чтобы суть не терялась».

Попробуйте и вы, у вас обязательно получится!