- Статьей 15 Закона РФ «Об образовании» установлены общие требования к организации образовательного процесса. В ней, в частности, установлено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» школа вправе самостоятельно утвердить положение о делопроизводстве в образовательном учреждении. В таком документе и должно быть прописано, в каком виде, по каким правилам составляется тот или иной документ.

Однозначно сказать, что учитель обязан отпечатывать свой план, конечно, нельзя. Однако учитель должен соблюдать правила внутреннего распорядка, а также нормы, прописанные в различных локальных актах образовательного учреждения.

- В свое время комсомольская работа засчитывалась в стаж для пенсии за выслугу лет педагогам. Входит ли в стаж для досрочной педагогической пенсии время работы в качестве освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ в начале 80-х годов?

- Назначение трудовых пенсий в связи с педагогической деятельностью досрочно осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, которым не предусматривается включение в требуемый стаж работы в должности освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ. Данная должность входила в Перечень профессий работников просвещения, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В последующие перечни (1991 и 2002 гг.) должность освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ не включалась.

Как правило, пенсионные органы отказываются засчитывать в стаж для досрочной педагогической пенсии периоды работы в названной должности.

Такие решения можно оспорить только в судебном порядке исходя из того, что перечень 1959 года потерял свою силу только в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953, которым установлено, что с 1 октября 1993 г. на территории Российской Федерации указанный перечень не применяется.

Однако до принятия Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Изменение условий установления пенсии в данном случае, по мнению судов, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая изложенное, суды приходят к выводу о необходимости включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы в указанной должности.

Рекомендуем авторам письма обращаться за конкретной помощью в региональные отделения Профсоюза работников народного образования и науки. Такие отделения имеют всю необходимую справочную информацию.