Не так давно председатель Комитета по образованию администрации Моршанска Валентина КОМАРОВА стала победителем регионального конкурса «Лидер образования», а потом, по итогам заочного тура, - финалистом и лауреатом Всероссийского конкурса в номинации «Лидеры муниципальных органов управления образованием».

Валентина Александровна возглавляет Комитет по образованию пять лет, до этого была директором Центра развития детей и творчества (сейчас он называется Центр дополнительного образования для детей), а еще раньше - учителем математики.

За последние пять лет в образовании Моршанска многое изменилось. Одно из последних новшеств - школа ступеней, в которую объединились две общеобразовательные. Теперь у нового учебного заведения, расположенного в центре города, три здания (для начальных классов, средних и старших), один директор и статус школы с углубленным изучением предметов. Насколько оправданным оказалось соединение и каково одному человеку управляться с таким большим хозяйством? За последние пять лет количество учеников в городе уменьшилось почти на две тысячи человек, а сокращения учителей практически не произошло, как не произошло закрытия школ. Вместо этого шло слияние учебных заведений, как в случае со школой ступеней, объединившей школы №1 и №6. Первая изначально была базовой. За последние годы в нее вложили более пяти миллионов рублей: сделали ремонт, оборудовали новые кабинеты, пищеблок, медицинский блок. Во второй школе таких изменений не было, а ведь обеспечить равными условиями надо всех детей. Поэтому приняли решение объединить ресурсы и дополнительно, в рамках реструктуризации, вложить из федеральных средств более четырех миллионов рублей.

Изменения произошли не только в общеобразовательных школах, но и в интернате. На уровне города и области (интернат находится в областном подчинении) было принято решение обучать воспитанников в обычной школе. Глава Моршанска Геннадий Викторович Калинин идею поддержал: не должен ребенок постоянно находиться в условиях замкнутого пространства. Достаточно того, что ребята живут в интернате. А учатся они теперь в школе №1 - той самой школе ступеней. При этом в интернате освободились дополнительные площади, которые решили использовать под гостиницу. Теперь дети из ближайших к Моршанску районов - Сосновского и Пичаевского - могут приехать в город, учиться в любой из школ и проживать в этой гостинице.

Создание детской гостиницы стало новым проектом в рамках регионального комплексного проекта модернизации образования. Рассчитана она на 57 мест, в ней проживают старшеклассники, приехавшие на учебу в Моршанск: в профильные классы школы №1 с естественно-математическим уклоном, в химико-биологические и в педагогический классы школы №2, также в гуманитарные классы гимназии.

- Очень важно, - говорит Валентина Комарова, - чтобы родители могли выбрать учебное заведение в соответствии с желаниями и возможностями своего ребенка. А мы, со своей стороны, должны стараться предоставить более широкий спектр образовательных услуг. Это, кстати, дает возможность создания новых рабочих мест для педагогов, в том числе и через систему дополнительного образования, работающую на базе общего образования. Например, при нашей гимназии создан центр по работе с одаренными детьми. Это отдельное структурное подразделение внутри гимназии, которое занимается только предметной сферой продвинутого характера по многим направлениям - не только гуманитарного цикла, но и математики, химии, биологии, информатики и так далее. Сюда во второй половине дня может прийти на занятия любой ребенок (у нас все школы работают в одну смену). Появилась возможность открыть 10 дополнительных ставок для учителей, а это немало в условиях одного учебного заведения. Сейчас в центре занимаются около 300 детей, причем бесплатно. Всего с января 2008 года в рамках развития дополнительного образования на базе школ мы открыли 35 новых ставок по всему городу. Наши учителя могут получить специальную квалификацию на базе Тамбовского ИПКРО, и это дает им возможность работать в качестве педагога дополнительного образования. Пожалуйста, пишите свою «продвинутую» программу и работайте в ресурсном центре с одаренными детьми. Оплата часов такая же, как в школе. Это компенсирует уменьшение нагрузки и помогает решить проблему занятости.

В конце минувшего года, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, президент страны поставил задачу подготовить национальную стратегию «Наша новая школа». Она должна будет включать пять направлений, среди которых разработка нового поколения образовательных стандартов, поиск и поддержка талантливых детей, повышение статуса учителя в обществе, обновление внешнего и внутреннего облика школ, сохранение здоровья школьников в процессе обучения. Каким образом вы, я имею в виду систему образования Моршанска, могли бы участвовать в реализации президентской инициативы?

- Муниципалитет уже готовит необходимую базу для участия в этом проекте. Например, мы хотим и далее совершенствовать нашу модель школы ступеней, в частности рассматривается вариант еще более плотной совместной работы школ города и районов по привлечению детей из сельских территорий. Это, как я уже говорила, расширит доступность качественного образования. Для этого мы предполагаем оборудовать второй гостиничный комплекс, дополнительно к той гостинице, которая работает при школе-интернате. Комплекс планируется организовать также в структуре школы ступеней № 1. Здание для него уже определено, оно будет специально реконструировано и оборудовано для проживания детей.

- Здание большое?

- Двухэтажное. После реконструкции там будет сделан ремонт и предусмотрены все удобства для нормальной жизни школьников. Рассчитана эта гостиница на 40 мест.

Второй момент, на который мы обратим особое внимание, - это здоровьесберегающие проекты в образовательных учреждениях. Одну из школ города мы сейчас рассматриваем как школу территории здоровья - с обеспечением соответствующего ресурса для всего города. Это школа № 3. В Моршанске развито кадетское движение, и мы хотим развернуть это направление в сетевом взаимодействии всех городских школ. Надеемся, средства для этого найдутся, ведь наши идеи будут оцениваться и соответственно финансироваться в рамках очередного этапа регионального комплексного проекта модернизации. Эти средства позволят нам модернизировать спортивную площадку и огромный стадион третьей школы. Есть там и полоса препятствий, и пришкольный участок, на котором можно развивать навыки выращивания сельскохозяйственных культур. Пришкольную теплицу тоже хотим задействовать и сделать ее объектом городского уровня, чтобы потом участвовать в муниципальных заказах на озеленение города. Таким образом, активизируется роль школы в городском социуме, а ведь это очень важно для образования в целом и для социализации, воспитания гражданственности в каждом ребенке.

Мы продолжаем развивать интеграционную модель дополнительного и основного образования на базе нашей гимназии. Для этого разработан проект совместной деятельности гимназии и института филологии Тамбовского государственного университета по развитию дополнительного образования.

- Родители в последние годы предъявляют все более высокие требования к предшкольной подготовке детей, вы это ощущаете?

- Конечно. Примерно лет пять назад мы начали создавать на базе школ классы предшкольной подготовки. Также в центре дополнительного образования открыли школу раннего развития «Минимакс» - это для тех детей, которые не посещали детские сады. А в целом выравнивать, как сейчас принято говорить, стартовые возможности дошкольников мы начали еще с 1999 года. Особенно активно эта работа проводится в последние годы. В школах стали высвобождаться площади и появились свободные кабинеты, мы их соответствующим образом оборудовали и пригласили на занятия дошкольников. Сейчас дети занимаются в течение всего учебного года пять дней в неделю по два-три часа. Занятия длятся 30 минут, 20 минут - динамические паузы для отдыха. С детьми работают учитель начальных классов и преподаватель физкультуры. В итоге ребята быстрее адаптируются к школьной жизни.

Разработана большая программа по обеспечению доступности дошкольного образования через все организационно-правовые формы. Сейчас каждое учебное заведение готовит свой проект. Мы же, в свою очередь, усилили внимание к проблеме создания автономных учреждений в системе дошкольного образования и будем апробировать новую модель на практике. В дальнейшем планируется ввести нормативно-подушевое финансирование в дошкольном образовании.

- Валентина Александровна, по каким принципам вы строите взаимоотношения с начальством и подчиненными?

- Главное, на мой взгляд, компетентность. Если руководитель компетентен, все остальное приложится. Учителя - это особая категория. Можно быть очень хорошим и добрым человеком, но если ты как руководитель слаб, тебе тут же дадут это понять.

Второй момент - умение убеждать в правильности тех действий, на исполнении которых ты настаиваешь. Надо уметь донести до людей свою правоту, убедить их в том, что необходимо именно это. То есть задача руководителя состоит не в том, чтобы навязать свое мнение. Надо постараться вести себя так, чтобы коллектив решил, что данное мнение выработал он сам. Почему? Потому что руководитель, как правило, более компетентен в данной проблеме и имеет больше информации, чем подчиненные. В итоге, если все получается как надо, складывается команда. А это великое дело, потому что команда прощает многое, особенно когда руководитель - женщина.

Моршанск, Тамбовская область