А в это самое время ее воспитанники с нетерпением ждали своего любимого классного руководителя, а самое главное, учились с таким же усердием, как и при ней. А когда она вернулась, то услышала много благодарностей от коллег за то, что дети вели себя безукоризненно.

Общение с ними для нее настоящая радость, праздник. Каждый раз Людмила проверяет, с каким настроением пришли они на занятия. У нее есть такое правило: обязательно поднять у них настроение, чтобы всем было хорошо и комфортно в школе. Одному она просто улыбнется, с другим поговорит, третьему скажет теплые, ободряющие слова. Нередко девочкам и косы заплетет, ведь родители многих детей очень рано уходят на работу.

Слову Людмила Михайловна придает особое значение. Как сказал поэт, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Как истинный психолог, она хорошо знает силу его воздействия на ум и прежде всего на душу и использует для исцеления и от физических недугов. Несколько лет назад в ее пятый класс пришел мальчик, больной церебральным параличом. У него была нарушена опорно-двигательная система. Речь была сильно затруднена, он говорил отрывисто, с большими паузами между словами. При этом появлялась непроизвольная мимика. И вот Людмила Михайловна стала с мальчиком заниматься после уроков. Мягкое, доброе отношение учительницы к нему помогло подростку избавиться от страха, от скованности. Вместе они учились более внятно произносить отдельные слова, а затем и предложения. При этом каждый раз она убеждала мальчика: «Ты обязательно научишься хорошо и плавно говорить, потому что сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера».

После такой кропотливой работы, на удивление педагогов и родителей, речь у ребенка полностью восстановилась. Теперь он хорошо и долго может говорить. В девятом классе по совету Людмилы Михайловны парнишка стал играть в футбол, а также бегать. Сейчас он учится на культурологическом отделении Ярославского университета имени К.Д. Ушинского, занимается научной работой. Когда приезжает в Рыбинск, обязательно заходит к любимой классной, которая по существу изменила его судьбу.

Одна девочка сильно заикалась, поэтому стеснялась отвечать на уроках. И Людмила начала с ней петь стихи, разные, и прежде всего те, которые задавала по литературе. Прошло какое-то время, и, к великой радости той и другой, девочка перестала заикаться. Людмила Белякова считает, что в воспитании черновой работы не существует, любая мелочь важна, с детьми нельзя экспериментировать. Помогает ей влиять на детей и личный пример.

Дети видят, как она вдохновенно трудится, и стараются ей подражать. Они знают, что их классный руководитель постоянно где-то учится, много читает, и они стремятся к знаниям. Получилось так, что, когда она оканчивала аспирантуру в Санкт-Петербурге, ее одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по русскому. Ей было очень приятно, когда ребята прислали эсэмэску, в которой спрашивали, как у нее дела.

- Мои личные волнения в момент защиты ушли на второй план, я переживала за них, а они - за меня, - вспоминает Людмила.

От классных руководителей время от времени требуют отчетов. К примеру, сколько было проведено бесед о вреде курения, наркотиков, пива. Ей писать нечего. У нее таких бесед не бывает, потому что не нужны. У ее детей другие интересы, им не до вредных увлечений.

- Я с гордостью могу сказать, что никто из моих пяти выпусков не совершил ни одного правонарушения, тем более преступления. В выпуске, который состоялся два года назад, было 16 мальчиков и 5 девочек, и никто из них не закурил. У нас другие разговоры, мои питомцы - народ творческий, целеустремленный, настроенный на добрые дела, увлечения. Я стараюсь сделать школьную жизнь детей яркой, чтобы им был интересен окружающий мир и они сами себе.

Воспитанники Людмилы Беляковой много нового узнают из путешествий, учатся по живой летописи истории, рассказывающей о веках прошлых и днях сегодняшних. Особенно им понравился краеведческий музей в Тутаеве, где разрешается потрогать, подержать экспонаты в руках. Там ребятам предложили самим спрясть льняную нить на настоящих прядильных станках.

После этого Людмила Михайловна задумалась, что нужно сделать, чтобы безмолвные музейные экспонаты под холодной стеклянной витриной «ожили»? Она пошла в Рыбинский музей-заповедник, который славится разными направлениями своей деятельности. Не без ее инициативы там был создан отдел музейной педагогики. Ею было разработано несколько программ. Одна из них, которая называется «Вглядываться в глубь», предназначена для классного руководителя.

Вскоре после возвращения из Владикавказа у Людмилы пропал голос: так много она рассказывала о своих впечатлениях. Приходит она в класс и пишет: «Я сегодня не могу говорить». Директор школы, заглянувший в класс, предложил ей пойти на бюллетень. Ребята тут же взмолились: «Не оставляйте нас, мы будем вместе с вами молчать». Людмила Михайловна никогда не воспитывает детей с помощью назидательных бесед или тем более прямых запретов. Это она считает неэффективным. Мало того, запретительные разговоры обижают ребенка, отдаляют его от взрослого. Между ними может возникнуть стена непонимания. Ребенок охраняет свой внутренний мир, в который не хочет никого впускать. Только тех, кому по-настоящему доверяет. Особые трудности в воспитании возникают, когда ученик достигает подросткового возраста. Взрослея, подросток часто подхватывает то, чем увлечены его сверстники, чтобы быть как те, с кем он общается. До

10-го класса Артур ничем особенно не выделялся. И вот после летних каникул вдруг стал неузнаваем. Изменился внешне: теперь он носил черную одежду, украшенную серебряными цепями. Отрастил длинные волосы. И внутренне: начал проявлять интерес к мистицизму, декадансу, готической музыке. Словом, его привлекли готы - одна из молодежных субкультур.

Людмила и не подумала запретить мальчику, как это нередко делают иные педагоги, приходить в школу в таком виде. Но постоянно искала способ, как спасти ребенка. Однажды после уроков она попросила Артура остаться. Зная, что у подростка, кстати, очень способного, особая склонность к математике, предложила ему написать научную работу по этому предмету. Артур легко согласился. Он взял тему «Теория вероятности». Конечно, его консультировала учительница математики, а Людмила Михайловна оставалась с Артуром после занятий, помогала определить цель, выстроить гипотезу. Она по-прежнему не спрашивала, какую музыку он слушает, почему так одевается.

Когда реферат был готов, его отослали в Обнинск на конкурс. Скоро пришло сообщение: Артур стал лауреатом второй степени и его приглашают на итоговую конференцию. Перед отъездом Людмила Михайловна показала ему фотографию прошлогодних участников конференции, сказав: «Посмотри внимательно на всех». Потом спросила: «Ты все понял?» «Да, я понял», - ответил мальчик.

Она, конечно, волновалась, в какой одежде Артур поедет. Но он пришел в строгом черном костюме, в рубашке с галстуком. Так он был одет на протяжении всей конференции, хотя Людмила Михайловна разрешила ему после официальной части одеться во что он хочет. И в школу он стал ходить в том же костюме. Бабушка его, видя, что внук стал нормально одеваться, даже от радости заплакала, сказав, что теперь она за него спокойна. Сейчас Артур учится в Балтийском университете в Санкт-Петербурге, а увлечение готами осталось в прошлом.

...Каждое утро Людмила Белякова спешит в свою родную школу, которую окончила сама и две ее дочери. Старшая здесь преподает те же предметы: русский язык и литературу. Каждый раз она проходит по улице, где расположен старинный храм Казанской Божьей Матери, по мосту через живописную речку Черемушку. Часто останавливается на минуту-другую: нельзя просто так пройти мимо такой красоты. Именно здесь у нее рождаются интересные идеи, которые потом вместе с ребятами они превращают в какое-то интересное дело, отчего их школьная жизнь становится более яркой, более содержательной и значительной.

Рыбинск, Ярославская область