Благодаря существующей прогимназической подготовке задатки и способности детей выявляются еще на подходе к самому главному детскому делу. Психологическая служба составляет тесты для дошколят, с помощью которых раскрывается потенциал малыша. А задача педагогов - выявить его наиболее полно. Несколько лет назад в гимназии была введена особая система предшкольного развития. Педагоги вкладывают в детей ту информацию, которая будет хорошо усваиваться ими в первом классе. Не учат, а лишь помогают, готовят к восприятию.

В гимназии есть специальная комната для занятий - учебная зона, совмещенная с игровой зоной, и сектор развития творческих способностей.

Руководитель арт-студии гимназии Любовь Биатова - автор программы по социальной адаптации и психоэмоциональной реабилитации ребенка средствами художественно-изобразительной деятельности. Детям, особенно не прошедшим ковки характера в садике, очень трудно контактировать с другими ребятами и включиться в учебный процесс. Программа Любови Михайловны основана на творческом воспитании.

Сама арт-студия родилась в гимназии несколько лет назад. Биатова открыла для желающих с 3-го по 11-й класс спецкурс, в основу которого легла ее авторская программа «Введение в изобразительное искусство. Эстетика живописи. Основы художественно-графической деятельности».

Занятия в разновозрастных и разноуровневых группах может посещать любой. Ребята учатся осуществлять как индивидуальную, так и совместную творческую деятельность в процессе создания ими художественного произведения. Они осваивают теорию и узнают, как применять на практике различные художественные технологии. Таким образом, уже на стадии обучения в гимназии ребенок имеет возможность полноценной творческой самореализации, становясь соавтором учебного процесса, познавая на практике азы художественной деятельности. Работы детей, занимающихся в студии, используются для оформления помещения гимназии. Дважды в год проводятся отчетные выставки.

Систематическая творческая деятельность детей позволяет им принимать участие во всевозможных выставках, конкурсах, фестивалях, что способствует повышению их личностной самооценки и стимулирует высокую мотивацию достижений.

Начальную школу сегодня решили отделить от основной: малышам еще нужна особая забота. Здание бывшей школы №6 переделали так, чтобы у девчонок и мальчишек появились большие игровые комнаты для досуга, внушительные залы для проявления талантов, спальни, чтобы отдохнуть от столь тяжелого дела - постижения грамоты. Важно, чтобы всем в школе было комфортно. Гимназия работает в режиме «полного дня».

11-я стала экспериментальной площадкой институционального уровня по апробации проекта базисного учебного плана начального общего образования. Как говорят здесь, новые стандарты основаны на новом понимании качества образования как степени соответствия получаемых образовательных результатов потребностям личности и семьи, ожиданиям общества, требованиям государства. В гимназии проводятся информационно-организационные семинары, создана экспертная группа, разработана и реализуется программа проведения экспертизы.

По словам руководителя экспертной группы, директора гимназии Людмилы Тимчишиной, основные положительные аспекты базисного плана состоят в том, что он соответствует концепции и основным документам стандарта, отвечает принципам вариативности, обеспечивает возможность реализации деятельностного подхода, позволяет оптимизировать нагрузку учеников, сохранить здоровье и детей, и учителей. Впервые программы ориентированы на внедрение системно-деятельностного подхода в обучении и позволяют выбрать для каждого ученика свою образовательную траекторию.

В 11-й у каждого ученика индивидуальное расписание. Начиная с 9-го класса ребята проходят предпрофильное тестирование. В связи с полученными результатами составляется расписание и продумывается учебный план.

Постоянно приглашаются кандидаты наук и преподаватели ведущих вузов. Ученые мужи ведут элективные курсы по различным специальностям. Самое пристальное внимание уделяется экономике, математике, физике.

Ежегодно проводятся и семинары научно-исследовательских работ. Гимназия сотрудничает со школой имени Ломоносова. Ученики с удовольствием обмениваются своими разработками с единомышленниками, они представляют свои проекты, защищают их.

Ребята участвуют в городских, областных, всероссийских олимпиадах и на всех занимают достойные места. Но самой излюбленной темой интеллектуальных состязаний для гимназистов служит страноведение - эта наука включает в себя историю, литературу и культуру изучаемой страны и, конечно, язык, которому в 11-й отдается одно из ведущих мест. Пройдя тестирование TOEFL, ученики гимназии отправляются на стажировку в Америку, Англию, Австралию.

Гимназия №11 - учреждение с углубленным изучением английского языка с 1-го по 11-й класс. С 6-го вводится второй язык - немецкий или французский. В качестве факультатива преподается японский.

В этом году в 11-й проводится эксперимент. Второй язык учат уже и третьеклашки. Все происходит как игра. А еще в гимназии есть английский театр. Там танцуют, поют, щеголяют блистательными диалогами. Старшеклассники же на своих КВНах остроумничают по-английски и проявляют галантность по-французски.

Гимназисты работают гидами-переводчиками, проводят экскурсии для иностранных гостей. Часто в Королев, в эту Мекку аэрокосмической индустрии, приезжают американцы, и школьники становятся для них надежными гидами, прекрасно владеющими навыками общения с англоговорящими визитерами.

Каждый день на уроках включается англоязычный канал (чаще всего это BBC или EuroNews). Несколько минут дети смотрят новости, а впоследствии обсуждают обозначенные в выпуске проблемы. К услугам ребят словари и интернет-ресурсы.

Летом учителя и ученики отправляются в путешествие. Так, каникулы в 2009-м гимназисты планируют провести на Мальте. Им интересно разобраться в истории островного государства в Средиземном море, название которого происходит от финикийского слова malat, обозначающего гавань. И, конечно же, они стремятся получить истинное наслаждение от отдыха на архипелаге, который, имея длину 27 км, а ширину 15 км, меньше диаметра Московской кольцевой дороги.

Вообще девчонки и мальчишки активно участвуют в жизни школы. К голосу ученического совета здесь прислушиваются. Ученики старших классов без помощи учителей проводят соревнования для младших. Они продумывают интеллектуальные марафоны, устраивают спортивные состязания, ставят спектакли. Это уже традиция гимназии. «И чем меньше заставляешь делать что-то по принуждению, тем больше ребята сами хотят проявлять себя», - удивляется неугомонности юных заместитель директора по учебно-воспитательной работе Екатерина Васькина.

Широко используются в гимназии мультимедийные устройства. Кабинеты оборудованы интерактивной техникой, на уроках ребята готовят презентации и всегда имеют доступ к интернет-помощнику или телевизионным ресурсам. Здесь есть возможность при необходимости пройти дистанционное обучение, которое подбирается для нуждающегося в такой форме подготовки к чему-либо индивидуально.

Учителя гимназии участвуют в международных конкурсах, в нацпроекте, занимают высшие места и получают лучшие награды. Здесь работают хорошие специалисты, поэтому они уверены, что их предложения и пожелания по стандартам весьма значимы. Педагоги 11-й считают, что надо уменьшить объем материала в программе по предмету «Окружающий мир», упростить терминологию. Доработать программы по технологии и английскому языку с учетом уже существующего профиля ОУ. Исключить разночтения по количеству часов, указанных в примерных программах по предметам, и количеству часов на отдельные разделы внутри предметов. Исключить несогласованность в названиях учебных предметов. В 1-м классе следует добавить время на развитие спортивно-оздоровительного направления. Это обеспечит ежедневную необходимую двигательную активность ребенка. Разработать примерные программы для реализации внеурочной деятельности. Предоставить учителю критериальную основу оценивания при безотметочном обучении в начальной школе. Организовать повышение квалификации учителей по введению в учебный процесс программы развития универсальных учебных действий. Обеспечить учителя соответствующими учебно-методическими материалами. Осуществить подготовку педагогов дополнительного образования по направлению интеграции учебной и внеурочной деятельности.

В целях совершенствования организации образовательного процесса рассмотреть вопрос о расширении штатного расписания для ОУ, работающих в режиме «полного дня». Ведь востребованы новые штатные единицы, такие как классный воспитатель, куратор 2-й половины дня, «диспетчер» расписания, специалисты по обслуживанию информационно-коммуникационных ресурсов.

Королев