- Вологодская область, как минимум, 12 последних лет была регионом-донором. В 2009 году мы планировали получить собственных доходов в областной бюджет на сумму 43 миллиарда рублей. Однако в результате кризиса к концу года доходы области могут составить всего 22 миллиарда рублей, то есть упадут вдвое.

Налоги на прибыль нескольких химических предприятий и Череповецкого металлургического комбината - это основа нашего областного бюджета. На данный момент сокращена часть рабочих металлургического комбината и многих других областных предприятий. Что же касается учителей и преподавательского состава вузов, то их сокращение практически не коснулось.

- Олег Анатольевич, в педагогических коллективах ходят слухи о предстоящем сокращении ставок социальных педагогов и школьных психологов...

- Пока удается этого избежать, потому что в условиях кризиса, наоборот, потребуется усиление работы психологов и социальных педагогов. Но при этом в области начато сокращение ставок административно-хозяйственного и обслуживающего персонала. Почему? Федеральные документы, в частности постановление Правительства РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», давно нацелили регионы на то, что обслуживающего и административно-хозяйственного аппарата в школах должно быть не более 35 процентов, а 65 процентов должен составлять собственно педагогический коллектив. В Вологодской области, наоборот, в учреждениях образования в среднем около 60 процентов - это административно-хозяйственный и обслуживающий персонал. И только 40 - педагоги. Нехватка денег в областном бюджете сейчас заставила очень жестко поставить вопрос о приведении этого соотношения в норму.

- А педагоги не потеряют в зарплате?

- Еще в октябре 2008 года областной профсоюз сделал все, чтобы максимально защитить учителей в ситуации кризиса. Многих проблем постарались избежать, в том числе снижения зарплат. Мы работаем в тесном сотрудничестве с областным Департаментом образования и правительством области. Образовали, например, совместную областную комиссию по устойчивому развитию социальной сферы в период кризиса. Заседания комиссии проходят в здании правительства области два раза в неделю. Мы отслеживаем ситуацию с состоянием отраслей бюджетной сферы, и прежде всего образования. Удалось добиться того, что на решение проблем занятости населения федеральные власти выделят Вологодчине 900 миллионов рублей. А это значит, что учительскому профсоюзу будет легче вести переговоры с областными чиновниками по увеличению статьи расходов на образование.

- С 1 января 2009 года в Вологодской области планировали перейти на новую систему оплаты труда учителей. Но НСОТ введена далеко не во всех школах области. Почему?

- Позиция областного профсоюза очень четкая: мы были против введения новой системы, если на это не выделяется дополнительных средств. С 1 января НСОТ введена только для областных учреждений образования - таковых 92 из полутора тысяч. Один район области, Белозерский, решил полностью перейти на НСОТ. Все остальные районы и города Вологодской области будут переходить на новую систему поэтапно - с марта по сентябрь 2009 года. И задача областного профсоюза учителей состоит в том, чтобы до сентября правительство области выделило на фонд стимулирования оплаты труда педагогов достойные денежные средства.

Я думаю, что к лету ситуация в области более-менее стабилизируется, в том числе и на металлургическом комбинате. Тогда к осени у области будут деньги для того, чтобы установить нормальный фонд стимулирования в образовательных учреждениях и тем самым не допустить дискредитации НСОТ.

Интересно, что в Вологодской области сейчас фактически сосуществуют три системы оплаты труда! С 1 сентября 2008 года идет эксперимент по новой системе оплаты труда в трех сельских районах области и трех школах города Череповца, рассчитанный на один год. Там взята за основу методика Министерства образования и науки РФ, но учтена специфика Вологодского региона. Как в министерской методике, оплата труда учителя зависит от числа учеников в классе и в школе. Но принципы нормативно-подушевого финансирования преобразованы с учетом социальной защиты педагогов. Например, в методике министерства норма - 14 учеников в сельских классах. А у нас принята для начальной школы норма 7 человек в классе, для основного звена - 10 человек, для старших классов - 14. Эти нормы существуют как в экспериментальной системе оплаты, которая идет по трем районам и в трех школах Череповца, так и в НСОТ для областных учреждений образования. Кроме того, принято постановление правительства Вологодской области, согласно которому 225 малокомплектных сельских школ будут финансироваться по факту.

Особенность нашей области в том, что она очень большая по территории. При этом из шести сотен вологодских школ две трети - сельские. Поэтому мы не можем укрупнять школы на селе, массово возить детей на школьных автобусах, как это делают в некоторых регионах центра России, где вся область - как два-три наших района! У нас расстояние от школы до школы может быть и 100, и 120 километров. А до ближайшей заправки водителю школьного автобуса надо проехать еще километров 80! Так что местная специфика при всех нововведениях должна учитываться.

Эксперимент в трех сельских районах и трех школах Череповца уже дал свои положительные результаты. Заработная плата учителей выросла в среднем на 30 и более процентов в тех учреждениях, где соблюдены нормативы числа учеников. Департамент образования направил на проведение эксперимента дополнительные деньги, создан фонд стимулирования заработной платы педагогов.

Что касается НСОТ, на которую с 1 января перешли 92 областных учреждения образования и школы Белозерского района, то она аналогична системам оплаты труда, установленным в федеральных учреждениях бюджетной сферы, и очень понятна и проста для работников. А работникам остальных учреждений образования области зарплата выплачивается по третьей системе - по ЕТС.

Областной комитет профсоюза совместно с Департаментом образования области работал над всеми документами НСОТ. Сейчас положения о новой системе утверждаются на районном и внутришкольном уровнях с обязательным участием райкомов и профкомов.

Настроение педагогов, которые неожиданно попали в тиски кризиса, конечно, нельзя назвать оптимистичным. Но на фоне того, что идет массовая волна сокращений работников вологодских предприятий и организаций, может быть, впервые учителя начали осознавать, что они все-таки «слуги государевы», и на них кризис практически не распространился. Заработная плата педагогов в ходе каких бы то ни было кризисов не должна сократиться - это требование нашего профсоюза, и я думаю, что в этом мы находим с правительством области общий язык.

Вологда