Гормональная перестройка организма, стремительный рост, другие телесные изменения создают у ребенка ощущение, что теперь он во всем (и внешне, и внутренне) походит на взрослого человека. Поэтому подросток так настойчиво стремится отвоевать у родителей и учителей право на прочие атрибуты взрослости, проявляющиеся, например, в поведении (курение, употребление алкоголя, раннее начало сексуальной жизни), в культивировании у себя различных черт характера (независимость, свобода выбора, предприимчивость), в отношениях (желание дружбы и любви, стремление жить в паре). Естественно, все это проявляется «с размахом», как и свойственно периоду максимализма.

Чтобы сохранить доверительный контакт с детьми, родителям и учителям не стоит игнорировать или снижать значимость первой любви, запугивать и читать долгие нотации, надо объяснять, помогать и эмоционально поддерживать подростков на этом нелегком пути от маленького ребенка до взрослого человека.

Поэтому будет очень полезно, если учитель посвятит подростков в основные отличия «первой любви» от взрослого, осознанного чувства.

Во-первых, девочки и мальчики по-разному переживают первое влечение. Для девушек в романтических отношениях особую значимость имеет личность другого человека, его эмоции, внутренний мир. Чувства носят платонический характер. У юношей все с точностью до наоборот. Им свойственно несовпадение влюбленности и сексуальных переживаний, поэтому молодые люди склонны встречаться сразу с несколькими девушками (или часто менять пару). Эта разница между полами сглаживается после 17 лет. Девочкам-подросткам полезно об этом знать, чтобы уметь противостоять напору мальчиков, которые приравнивают любовь к интимным отношениям и требуют от своих «половинок» подтверждения чувств.

Далее «первую любовь» часто смешивают с ревностью, ненавистью и собственническими чувствами. Наверняка многие девочки в классе смогут согласиться с утверждением, что сила их привязанности резко возрастала только после отказа, расставания или грубого отношения со стороны парня. Этот феномен объясняется гормональным всплеском, который приходится на стрессовую ситуацию, но из-за отсутствия опыта неверно истолковывается как чувство симпатии.

В-третьих, для подросткового возраста характерна идеализация объекта обожания. Именно поэтому подростки часто влюбляются в звезд музыки и кино: об их недостатках широкой аудитории обычно неизвестно. Также подростки склонны обобщать и по одному качеству судить о человеке в целом: например, если кто-то смелый - значит во всем хороший. И поэтому обнаружение других характеристик в идеализируемой личности частенько приводит к серьезным разочарованиям.

И, в-четвертых, отношения с противоположным полом обычно строятся по той модели, которую ребенок усвоил в своей семье. Знание этого пункта поможет многим девочкам понять, почему они выбирают того или иного мальчика, особенно если ему свойственно агрессивное поведение, вредные привычки, эмоциональная холодность и т. д.

Каждый из нас имеет свободу выбирать собственный путь. Мы все отлично знаем фразу: «Человек сам кузнец своего счастья». Эти же слова верны и в отношении несчастья. Рассказав об этом, педагог поможет многим девочкам не принимать первую любовь как единственную и последнюю и тем самым поддержит в преодолении трудностей, которые закономерны на этапе приобретения опыта общения с противоположным полом.

Аксинья ДОРОНИНА, клинический психолог «Академии Always»