В российских школах в последние годы происходят позитивные изменения, направленные на расширение микроисторического (краеведческого) компонента образования. Появились новые пропедевтические курсы истории, основным содержанием которых являются вспомогательные исторические дисциплины, упражнения и практические задания, обращенные непосредственно к ученику, его жизненному опыту, домашнему архиву. В итоге формируются культурологический, патриотический и личностно значимый мотивы изучения истории.

В рамках первого концентра обучения разрабатываются региональные программы, предусматривающие изучение истории родного края в органическом единстве с историей страны. Но в целом удельный вес микроисторического материала в первом и втором концентрах неуклонно сокращается. А это, на мой взгляд, недопустимо, так как именно локальная история делает ситуацию исторического диалога более эмоциональной и напряженной, мобилизует индивидуальную память учащихся, чувство патриотизма, осуществляет связь поколений.

Уже первые шаги в изучении прошлого семьи, школы, поселка показали, что наши дети не знают своих корней, истории поселка, района, области. А ведь теряя связь с национальным прошлым, предками, мы утрачиваем и чувство Родины. Восстановлению и развитию этих связей и чувств способствует краеведческая работа в школе.

Можно выделить три уровня краеведческой познавательной работы учащихся:

1. Получение готовых знаний о крае со слов учителя.

2. Самостоятельное приобретение знаний. Их источниками могут быть учебные пособия, научно-популярная литература, публикации в местной периодической печати, материалы музея и т.д.

3. Изучение истории родного края в ходе углубленного поиска, когда ребята фактически выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ.

Использование местного материала в преподавании истории отечества позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих исторических фактах и событиях. Историко-краеведческая работа в сельской школе имеет свою специфику: здесь объект исследования локализуется, в основном это район села и его окрестности. Учащиеся, изучая историю села, знакомятся с его прошлым, осознают настоящее и пытаются прогнозировать будущее.

Основные достоинства историко-краеведческой работы в школе, на мой взгляд, следующие:

1. В ходе изучения истории края, села в распоряжение школы предоставляется собранный учащимися краеведческий материал, который найдет применение в учебной работе. На его основе, например, учитель истории может подготовить раздаточный материал (публикации из районной газеты, воспоминания, письма). Предметы из школьного музея могут использоваться учителями изо, МХК, музыки.

2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе. На основе собранного материала ребята готовят доклады, пишут заметки в районную газету.

3. Принимая участие в изучении истории края (работа в библиотеках, походах, оформление экспозиций музея, встречи с односельчанами и т.д.), школьники развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся ответственности, развивают эстетический вкус. Таким образом, краеведческая работа позволяет развивать личность ребенка.

4. Изучение истории края предполагает историческое самообразование учителя. Для меня это было тем более важно, так как я родом из соседней Белгородской области и, приступая к работе в Трудовской СШ, не знала ни истории села, ни истории Воронежского края.

5. Применение краеведческого материала помогает осуществлять творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий, что позволяет в свою очередь повышать их эффективность и интерес к предмету.

Безусловно, вначале краеведческая работа в моей педагогической практике носила фрагментарный характер. Но постепенно была сформулирована образовательная проблема – «Краеведение как средство повышения эффективности обучения и воспитания любви к отечеству»; стала складываться система работы.

Обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе определяет следующие темы для изучения на микроисторическом уровне:

- родной край с древности до XVII в.;

- родной край в XVII-XVIII вв.;

- родной край в XIX в.;

- родной край в ХХ в.

Примерная программа очерчивает круг изучаемых явлений и фактов: территория, население, археологические памятники, культура, сельское хозяйство, города и ремесла, памятники культуры и быта, уроженцы края – участники важнейших событий в жизни страны, основные категории населения, события революции и гражданской войны в крае, земляки – герои Великой Отечественной войны, местное самоуправление, общественные движения и т.д. Поэтому большая их часть рассматривается небольшими вопросами в связи с изучением программного материала, а затем на повторительно-обобщающих уроках выделяется отдельный блок вопросов и заданий по истории родного края.

Основные критерии отбора и включения в урок краеведческого материала: научная достоверность, типичность для данной местности, соответствие программе и основному содержанию темы урока, доступность, выразительность и убедительность. Материал является или средством конкретизации основных вопросов урока, или дополнением к основному вопросу.

Для изучения наиболее значимых тем отведены отдельные уроки.

6-й класс:

– Воронежский край в составе Древнерусского государства.

- Воронежский край в период феодальной раздробленности.

- Город-крепость Воронеж.

7-й класс:

– народные восстания в нашем крае: от Герасима Кривушина до Степана Разина.

- Воронеж – колыбель российского флота.

- Воронежская губерния в XVIII в.

8-й класс:

– Реформа 1861 г. в Воронежской губернии.

9-й класс:

– «За» и «против» советской власти (Воронежская губерния в 1917-1920 гг.).

- Боевой и трудовой подвиг Воронежа: 1941 – 1945 гг.

В краеведческой работе на уроках и во внеклассной деятельности я опираюсь на основные методы технологии личностно-ориентированного образования (игра, диалог), приемы креативной технологии, развивающие творческие способности личности и учитывающие индивидуальные особенности и возможности ребенка. К примеру, на лекции по истории Воронежского края переход от монолога к диалогу с учениками помогает активизировать внимание, осмыслить текст лекции. После получения правильного ответа на проблемный вопрос я не сразу с ним соглашаюсь, пока в общение не вступит большинство учеников класса. Вот некоторые проблемные вопросы, используемые на уроках с привлечением краеведческого материала:

«Причинами восстания Степана Разина были:

- рост налогов;

- жесткий сыск беглых;

- ухудшение положения служилых людей,

что являлось результатом царской политики и было закреплено в указах Алексея Михайловича. Однако в «прелестной грамоте», доставленной в Острогожск Федором Колчевым, Разин призывает людей послужить Богу, царю, да и ему самому, а для этого «изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить». Гнев народа был направлен не против государя. Почему? Ведь бояре и приказные люди, попавшие в опалу, были лишь исполнителями царских указов».

«Город Воронеж находится далеко от морей. Почему же в 1696 году Петр I избрал его местом строительства флота?»

«10 марта 1861 года в Воронеже торжественно объявили об отмене крепостного права. Крестьяне становились свободными и получали земельный надел, хотя в ходе подготовки реформы местное дворянство было против наделения крестьян землей. Почему Воронежская губерния занимала одно из первых мест в России по числу и размаху крестьянских выступлений?»

На уроке-семинаре возможностей для индивидуализации намного больше. Например, при подготовке к семинару по теме «Деятельность Петра Великого на воронежской земле» класс делится на группы, каждая из которых должна проработать определенную подтему: «Изменение внешнего облика Воронежа при Петре», «Воронежский флот», «Итоги деятельности Петра I в Воронежском крае». Далее в группах выбирают ораторов, подбирают наглядные средства, составляют кроссворд или опорный конспект (ОК) и т.д. Ребята распределяют роли в соответствии со способностями и возможностями. Каждый принимает участие в выработке итогового ответа и пропускает тему «через себя».

Использую на уроках метод опорных конспектов. Учащиеся и сами охотно включаются в эту работу, они предлагают свои условные обозначения, а затем совместно с учителем составляют ОК. Для его самостоятельной разработки ребята должны уметь выделять узловые положения, факты, события, видеть их связи и оформлять, используя опорные сигналы. Например, такие:

- вражда, война, противоречие;

o - флот;

† - Русская православная церковь;

+ - положительные итоги (присоединение земель и т.п.);

- - отрицательные итоги (потеря территории и т.п.);

B - князь, царь, император;

- направление похода.

При изучении истории России ХХ века целесообразно подавать краеведческий материал в форме опережающих домашних заданий по истории семьи, поселка. Чаще всего учащимся предлагается подобрать фотографии из семейного архива, сопроводив их кратким сообщением, или провести небольшое исследование по вопросам учителя. Вот примеры вопросов:

1. Как гражданская война повлияла на судьбу вашей семьи? На чьей стороне сражались ваши родные? Почему?

2. Как жили ваши родные в период коллективизации? Коснулось ли их раскулачивание? Как сложилась дальнейшая судьба?

3. Кто из родных воевал на фронтах Великой Отечественной войны? В каких событиях участвовал? Был ли награжден?

4. Кто работал в тылу? В чем заключалась их работа? Каким был быт?

5. Какой вклад внесли ваши родные в послевоенное восстановление хозяйства?

6. Изменилась ли жизнь ваших родных в период хрущевской «оттепели»? Как они относились к происходившим изменениям?

7. Какие книги, пластинки, предметы быта сохранились в вашем доме? Почему вы их храните?

8. Где и кем работали ваши родные в 1970-х – начале 80-х годов? В каких условиях жили?

9. Какие телепередачи запомнились им?

10. Как ваши родные относились к переменам, начатым М.С. Горбачевым? Каким было отношение к личности этого политика?

В итоге дети приходят к выводу, что «русская семья со всеми своими элементами, добрыми и дурными, со всей внутренней жизнью, дающей и целебные, и ядовитые плоды, есть создание истории» (К.Д. Ушинский). К тому же укрепляются психологические контакты детей и родителей, происходит передача из поколения в поколение нравственных ценностей, возникает чувство сопричастности к истории страны.

Известно, что без обобщения знаний невозможно качественно изучать историю. Одним из методов обобщения, используемых на уроках, является составление таблиц. Так, разговор о деятелях культуры, уроженцах Воронежского края, завершается заданием – заполнить таблицу 1.

Эффективным методом усвоения учебного материала является синхроническая таблица. По оценке Л.Н. Гумилева, если «цель обычной хронологической таблицы – напоминание, то синхронической – запоминание». Этот вид работы позволяет увидеть события местной истории на общероссийском фоне. (См. таблицу 2).

Для учащихся хронологической грамотности и исторической терминологии существуют различные методические приемы. Объем дат и понятий, связанных с краеведением, невелик. Их запоминание и изучение на уроке организуется следующим образом: прежде чем запомнить дату, ученик должен представить само событие и факты, предшествующие ему. Этот материал изучается и повторяется в ходе работы на уроке, затем дата (например, 1586 год – основание г. Воронежа) заносится в тетради-справочники, которые дети заполняют и сохраняют на протяжении всех лет обучения в школе.

В 5-6-х классах, а иногда и в 7-8-х ребята играют в историческое лото. Учитель заранее изготавливает карточки, поделенные на секторы, в которых помещены названия событий, понятия, даты, фамилии политических деятелей и т.д. К карточке прилагаются жетоны, совпадающие по размерам с секторами и содержащие информацию, связанную с одним из них. Задача учащегося – правильно соотнести жетоны с секторами.

Возможности изучения истории малой родины, семьи на уроках очень ограничены. А вот во время внеклассной работы по краеведению учитель может организовать различные виды деятельности разновозрастных групп учащихся для более глубокого усвоения исторического опыта и активного восприятия окружающей действительности с учетом своей, индивидуальной правды, в так называемом контексте ребенка.

В 1996 году мы создали школьный краеведческий кружок «Мой край». Направления деятельности кружка:

1. «Летопись воронежских деревень». Составляется и ведется летопись п. Трудовое со времени основания до наших дней с указанием географического положения, экономического состояния, рода занятий жителей, быта, нравов, культуры.

2. «Они защищали Родину». Организуются сбор материала, документальных и вещественных реликвий военной поры, встречи с ветеранами, благоустройство памятника в центре села.

3. «Твоя родословная». Проводятся семейные конкурсы, составляются генеалогические родословники семей, ребята записывают воспоминания бабушек и дедушек, пишут летописи родов.

4. «Живые истоки». В ходе поисковой работы ребята собирают материалы и предметы материальной культуры поселка (одежду, утварь, орудия труда и т.п.), организуют выставки в Доме культуры.

5. «Школьные годы чудесные». Ведется летопись Трудовской СШ, собираются и оформляются материалы об учителях, работавших и работающих в школе, предметы материальной культуры, связанные с разными периодами деятельности школы.

6. «Создание школьного музея». Весь накопленный материал оформляется самими детьми, ученики работают экскурсоводами. В настоящее время в нашем «Уголке старины» собрано более 50 экспонатов, есть коллекция монет и значков.

Пути и механизмы реализации концепции краеведческого воспитания и образования:

- координация деятельности школьного коллектива в процессе работы, сотрудничество учителя истории с другими преподавателями. Деятельность кружка «Мой край» органично входит в школьный образовательный процесс;

- проведение внеклассных и внешкольных мероприятий, экскурсий. Были проведены открытые мероприятия «Русский дом», «Прощай, XX век!», «Героям павшим и живым», «Парад родовых гербов», ребята с удовольствием принимали участие в праздновании Дня села, Дня микрорайона, в народных обрядовых праздниках Масленицы, Рождества, подготовленных совместно с сельским ДК и т. д.;

- участие в работе педсоветов, семинаров, школьных, районных, областных конференций;

- участие школьников в районных, областных, всероссийских историко-краеведческих викторинах, конкурсах, олимпиадах, конференциях;

- краеведческая работа предполагает сотрудничество с общественными организациями, государственными учреждениями, частными лицами. И здесь в первую очередь необходимо отметить поддержку и понимание со стороны сельской администрации и сотрудников ДК, которые работают в тесной взаимосвязи с нашей школой в рамках объединенного Центра образования, культуры и спорта;

- анализ литературы и составление банка данных учебно-методических материалов (разработки уроков, внеклассных мероприятий, заседаний краеведческого кружка, тематических экскурсий в школьном музее).

Для организации целенаправленной эффективной деятельности была разработана авторская программа работы краеведческого кружка «Мой край». Ее основу составляет изучение истории Новоусманского района, поселка Трудовое, генеалогическое изыскание учеников.

Программа, рассчитанная на два года, предусматривает теоретические и практические занятия по разделам «Этнография родного края», «Новоусманский край в истории страны», «История нашего поселка», «Твоя родословная». Формы работы самые разнообразные: лекции учителя, доклады учеников, беседы, встречи с жителями поселка, экскурсии, внеклассные мероприятия, викторины, оформление экспозиций и выставок, создание летописи села и т.д. Завершается работа отчетом кружка «С чего начинается Родина?», на котором вся школа видит результаты деятельности кружковцев.

Школьный музей организован по принципу «кунсткамеры» - собрания интересных предметов и материалов, сгруппированных по определенным признакам. В музее есть коллекционный, этнографический, мемориальный, исторический разделы.

Ребята с удовольствием занимаются изучением истории семьи. Мы обратились к этой форме исследовательской деятельности по ряду причин. Во-первых, естественный интерес к собственным корням создает устойчивую мотивацию познавательной деятельности. Во-вторых, появляется возможность соотнести частное бытие человека с ходом истории. Наконец устанавливается и сохраняется связь времен и поколений. Работа начинается со сбора начальных сведений о семье, записи имен, отчеств и фамилий близких и дальних родственников, обозначения отношений родства. Следующий шаг – уточнение информации и дополнение ее сведениями о том, где родились и жили, учились, работали родственники, чем увлекались и т. п. Главный источник знаний – устные рассказы и воспоминания родных, ведь у крестьянских семей нет архивов. Собранные сведения позволяют приступить к составлению родословных. Мы используем структуру смешанной восходящей родословной, т. е. запись ученик начинает с себя (первое поколение), затем следуют данные о матери и отце (второе поколение), бабушках и дедушках (третье поколение) и т. д. Смешанной она называется потому, что в ней записываются и мужчины, и женщины; восходящей – потому, что запись восходит ко все более отдаленным от нас поколениям.

Следующий этап работы – изображение родословной. Есть несколько способов. Например, в виде концентрического круга, в центре которого ребенок помещает себя, а в следующих кругах – все более отдаленных предков. Более распространены таблицы со связями прямого родства снизу вверх или сверху вниз. Мы используем изображение родословной в виде таблицы со связями снизу вверх. После того как таблица будет заполнена, ребята продолжают сбор сведений о близких и дальних родственниках, оформляют на каждого из них отдельные карточки, собирают документы, фотографии, письма. В итоге генеалогическое древо дополняется родословной росписью – поколенным списком членов рода, в котором содержатся сведения о каждом человеке. Но, безусловно, это еще не окончание работы. Ребята продолжают исследование своих корней и после окончания школы. В результате укрепляются контакты учителя с учениками, детей со старшими членами семьи, более глубоким и осознанным становится интерес к истории страны, происходят значительные изменения в личности ребенка.

Елена КИСЕЛЕВА, учитель истории и обществознания Трудовской СШ Воронежской области