Досье «УГ»

Советы от Галины УТКИНОЙ

Самое первое - видеть в каждом чужом ребенке своего собственного. И прежде чем совершить какой-то поступок, надо проанализировать, как я хотела бы, чтобы другой человек вел себя по отношению к моему сыну или дочери.

Необходимо любить ребенка и быть психологом. Ребенок, после того как ему указали на его ошибки, не должен уходить с душевной болью.

Не надо бояться конфликтов с коллегами. Но любое объяснение надо вести тактично, спокойно и с искренним желанием, никого не унизив, защитить интересы ребенка.

Необходим постоянный контакт с родителями учеников.

Сделать из класса коллектив поможет одно общее мероприятие, которое никого не должно оставить равнодушным. Лучше, если оно будет ежегодным, то есть станет доброй традицией, которую дети будут охотно вспоминать даже после окончания школы.

- Я решилась, потому что знала, как себя вести, знала, что вначале надо будет сделать все для того, чтобы родители мне поверили и поняли: каждый ребенок в классе мой, ни один из них не останется без внимания, - вспоминает Галина Алексеевна.

Сегодня 5-й «А» стал уже седьмым, а в гимназии №6 недавно прошел семинар для классных руководителей воронежских школ, на котором Галина Алексеевна делилась своим опытом работы. Вообще в гимназии, возглавляемой заслуженным учителем России Аллой Георгиевной Стуровой, уже десять лет действует федеральная экспериментальная площадка по созданию гуманистической воспитательной системы «Гимназия - центр воспитательного пространства», а также создана своя оригинальная программа работы с родителями, в которой есть лекторий для пап и мам будущих первоклассников, активный управляющий совет, а еще постоянное и очень тесное взаимодействие классных руководителей с семьями учащихся.

Подробнее об этом мне рассказала Галина Алексеевна:

- Класс у меня яркий, энергичный, замечательный! 12 девочек, 15 ребят, двоечников нет, а те, кто с тройками, стремятся улучшить свои оценки. В классе много юных спортсменов, даже есть мастер спорта России по акробатике. Нам очень повезло: в начальной школе у детей была замечательная первая учительница - Ольга Александровна Жданова. Хотя она и очень молоденькая, и новенькая в коллективе, но человеком оказалась замечательным и педагогом тоже, к ученикам относилась по-матерински. Это, кстати, была еще одна причина того, почему я согласилась взять в этом классе классное руководство: Ольга Александровна очень много вложила в ребят, и работать с ними - одно удовольствие.

- Галина Алексеевна, от чего и от кого вам приходится защищать своих учеников?

- Прежде всего от конфликтов в общении друг с другом. Как установить истину, кто прав, кто виноват, кого полюбить в этот момент больше? Классный руководитель постоянно стоит перед этой дилеммой. В таких случаях его задача, на мой взгляд, - показать, что дороги оба, не обидеть ни того, ни другого. Хотя достичь объективности порой практически невозможно: один говорит одно, другой - совершенно противоположное, а защитники из числа одноклассников есть как у одного, так и у другого. Что делать? Я должна эту ситуацию разобрать с материнской мудростью, то есть так повести разговор, чтобы по его окончании даже виноватый не ушел с душевной раной. Ведь психологические объяснения и причины того, почему ребенок в данный момент солгал или почему ему хочется сказать и выглядеть сейчас именно так, могут быть самые разные.

Бывает, что ребенок обижается на несправедливое отношение кого-то из учителей. На следующий день утром мама уже бежит ко мне с возмущением и обидой. И тут уже я должна найти возможность объяснить все ребенку, чтобы он смог достойно выйти из ситуации, а где-то, может быть, и пойти на неприятный разговор с учителем, который обидел и был не прав.

- Вам приходилось это делать?

- Да.

- И какими потом были отношения с коллегами?

- Хорошими. Я обращаюсь к человеку со словами, что внутренняя наша совесть никогда не успокоится. Даже если мы будем настраивать себя на то, что правы. Внутри все равно будет плохо. Вроде бы все правильно сделал, а почему-то плохо! Конечно, если ты считаешь, что абсолютно прав, что ничто не угнетает тебя за ту двойку, поставленную без права исправления для того, чтобы доказать, что ты главнее и сильнее, то я отступаю. Но чаще человек отвечает, что он действительно погорячился, и ситуация исправляется.

Конечно, у нее, как и у всех классных руководителей, есть расписанная тематика классных часов и большой план мероприятий, которые обычно проходят в творческой форме. По первому образованию Галина Алексеевна - музыкант, окончила Воронежское музыкальное училище, и ребята уже привыкли, что классный руководитель может принести на вечер баян и подыграть во время исполнения песни. Но самым особенным их мероприятием стало празднование 9 Мая. Галина Алексеевна говорит, что для нее самой этот день - один из главных в истории страны, и очень хотелось, чтобы ребята воспринимали его так же и чтобы он стал тем мостиком, который будет соединять их после окончания школы. Ведь оглядываясь назад, мы обычно не вспоминаем, как изучали химию или вставляли буквы в слова на уроках русского, мы помним то, что преображало нашу школьную жизнь, соединяло всех в один дружный класс и давало силы нести бремя ежедневного учебного труда. Для ее 7-го «А» таким моментом наверняка станет День Победы, который вот уже в третий раз они будут проводить у небольшого обелиска на окраине Воронежа, поставленного в память солдат, погибших здесь во время Великой Отечественной.

Сейчас вокруг этого места растет коттеджный поселок, а когда-то были пионерские лагеря. Галина Алексеевна вспоминает, как в ее детстве на первом потоке 22 июня в четыре часа утра их будили вожатые и выводили на торжественное построение и возложение венков к этому обелиску. Помнит она и тот озноб, возникший то ли от ранней утренней прохлады, то ли от ощущения торжественной сопричастности подвигу старшего поколения, победившего фашизм, и всю необычность и одновременно необходимость происходящего: «Мне так нравилось это место, что я захотела привести туда своих детей, свой класс».

Сначала они вместе с мужем поехали на разведку, лет прошло немало, и в каком состоянии сейчас это захоронение, она не знала. Думала, может, уже и нет его. Оказалось, все сохранилось. Осмотрев место и подъезды к нему, решила вывезти детей. В первый раз в пятом классе у памятника собрались 25 человек: 13 учеников, классный руководитель, учитель физкультуры, учительница начальных классов и родители. Провели урок Мужества, дети читали стихи, была Минута молчания. А потом встретили ветерана: пожилой мужчина, как потом выяснилось, каждый год приезжал сюда сначала сам, а теперь в сопровождении внука, тоже военного. Ветеран рассказал, что это место ему дорого, хотя сам он воевал не здесь, и еще что он очень рад встрече с ребятами, которые не забыли подвиг дедов и прадедов. Потом он с внуком уехал, а 5-й «А» перебазировался в соседний лесок, и пока взрослые варили солдатскую кашу с салом и луком, дети с учителем физкультуры играли в малую «Зарницу». После нее каша пошла на ура, затем все сели в машины и разъехались по домам.

9 Мая прошлого года у обелиска собрались уже 40 человек - 19 детей и 21 взрослый. Ребята снова увидели своего ветерана, окружили его, стали поздравлять и дарить цветы, он присмотрелся: «Так это вы в прошлом году тут были?» - «Да, мы!» И он заплакал, только прикрыл глаза ладонью. А потом поддерживаемый внуком под руку уходил по дорожке из плит, между которыми прорастала трава. Один из родителей все происходящее снял для школьного фильма, его последние кадры - уходящий под гамзатовских «Журавлей» пожилой ветеран. Ребята очень надеются, что встретят его и в этом году, и в следующем...

- Галина Алексеевна, важна ли миссия воспитания? Должен ли учитель воспитывать?

- В первую очередь воспитывать! А потом учить. Ведь научить можно не каждого, да, мы стараемся, повторяем, ежедневно тренируем мозг ребенка, но все-таки способность к обучению заложена не нами. А вот воспитать, объяснить, как жить, на кого ориентироваться, это и нужно делать, потому что воспитать можно каждого ребенка. В этом наша роль.

Воронеж