Оборудование:

Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.».

Карта «Территориальный раздел мира 1870-1914 гг.».

Таблица «Соотношение сил на Дальнем Востоке накануне войны»,

План «Характеристика войны».

Документ: песня «Варяг».

Ход урока:

Оргмомент: Вводное слово учителя.

Учитель: Представьте, что вы политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или нет. Как бы вы на него ответили?

А) Применил бы в любом случае.

Б) Не применил ни при каких обстоятельствах.

В) Применил бы, если бы были веские причины к этому.

- Почему вы выбрали такой вариант ответа?

- Какие, по-вашему, должны быть веские причины, что бы вы пошли на такой шаг?

- Давайте с вами предположим, что эти веские причины надуманны или их вообще не существует, но вы об этом не знаете. Чем обернется такое решение для миллионов ваших сограждан?

- Какие выводы мы можем с вами сделать?

(Ученики совместно с учителем приходят к выводу, что, принимая решение, человек должен осознавать последствия, к которым они могут привести, должен чувствовать ответственность за свои поступки).

Учитель: Давайте сегодня обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас может научить. Это событие - Русско-японская война 1904-1905 гг. Мы посмотрим, как вели себя люди в тех обстоятельствах, какие они принимали решения и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории Российской империи, как они влияют на нас с вами. Главная наша цель - проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков, которые пригодятся нам в нашей будущей жизни. Итак, запишите тему урока в тетради: «Русско-японская война 1904-1905 гг.».

Работа с картой.

Учитель:

- Назовите и покажите на карте ведущие мировые державы начала ХХ века.

- Почему их называют странами «первого эшелона»?

- Какие государства относятся ко второму эшелону развития? Почему?

- Как складывались отношения между странами первого, второго эшелона и остальными государствами мира?

Объяснение учителя: внешние причины войны (противоречия великих держав в начале ХХ века).

Объяснение учителя: внутренние причины войны.

- К каким положительным последствиям привела крестьянская реформа 1861г.?

(Учитель приводит факты: 1891г. строительство Транссиба, 1895г. - заем китайскому правительству 150 мл. руб., 1896 г. - договор об обороне с Китаем, строительство КВЖД, 1897 г. - протекторат над Кореей, 1898 г. - аренда Ляодунского полуострова, Порт-Артур, Дальний, 1900 г. - оккупация Маньчжурии и т.д.)

Учитель:

- Какие социальные группы населения России вам известны?

- Как строились между ними отношения?

(Учитель приводит факты: 1895-1904 гг. - около 500 000 рабочих приняли участие в забастовках, 1903 г. - всеобщая стачка (200 000 чел.), 1901-1904 гг. - произошло 670 крестьянских выступлений, в 1902 г. в них приняли участие 150 000 крестьян).

- О чем говорят эти факты?

- Какие выводы можно сделать?

- Что можно было предпринять, чтобы изменить ситуацию?

(Отвлечь население от внутренних проблем с помощью «маленькой победоносной войны»).

«Нам нужна маленькая победоносная война» В.К. Плеве.

- Объясните высказывание В.К. Плеве.

Обобщение:

- Попробуйте назвать основные причины Русско-японской войны.

- Считаете ли вы их вескими, чтобы начать войну? Представьте, что от вас зависит решение, начинать войну или нет.

- Как теперь, зная причины, мы будем относиться к этой войне?

Объяснение учителя: характер войны.

- Парадокс: несправедливая война осталась в памяти народа как самая героическая и трагическая страница российской истории. Вот только несколько примеров: крейсер «Варяг», оборона Порт-Артура, Цусимское морское сражение.

(Рассказ учителя о подвигах русских моряков (звучит песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг»).

- Оправданны ли такие жертвы? Ради чего они?

- Можно ли вообще стать героем в несправедливой войне?

- Как должен вести себя человек в ситуации, когда его страна ведет несправедливую войну?

(Приводятся примеры героических поступков Руднева, Макарова, позиция Ленина по Русско-японской войне.)

Объяснение учителя: соотношение сил накануне войны.

- Как стороны готовились к войне?

Работа с источниками: таблицы 1-3

Учитель:

- Почему так легко было принято решение о войне с Японией?

- Как можно оценить этот шаг руководства царской России?

Объяснение учителя: ход военных действий:

Работа с картой «Русско-японская война».

Оборона Порт-Артура

С. О. Макаров

«Твой гроб - броненосец,

могила твоя

Холодная глубь океана.

И верных матросов родная

семья

Твоя вековая охрана!

Делившие лавры отныне с тобой

Они разделяют и вечный покой.

- Крупнейшие сражения на суше

- Цусимское морское сражение (план-схема сражения).

Объяснение учителя: мирный договор и его условия.

Объяснение учителя: особенности войны.

- К каким выводам мы пришли к концу урока?

Выводы учеников:

1. Мы ответственны за свои поступки и их последствия.

2. Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.

3. Мы должны сформировать свою позицию, чтобы оценивать решения других и не дать свершиться плохому.

4. Даже в самой сложной ситуации важно не терять лица и выполнять свой долг перед страной и обществом.

Домашнее задание: Используя план «Характеристика войны» и материал параграфа, составить развернутый ответ по теме «Русско-японская война».

План

«Характеристика войны»

1. Международная обстановка накануне войны.

2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.

3. Воюющие стороны и коалиции.

4. Цели сторон.

5. Соотношение сил воюющих сторон.

6. Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале каждого этапа.

б) основные сражения и события.

в) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Герои и полководцы.

9. Новинки стратегии, тактики, военной техники, использованные на войне.

10. Условия мирного договора, перемирия.

11. Военные и политические итоги.

12. Составление исторических аналогий с ранее изученным, поиск сходств и различий.

Павел ЖДАНОВ, учитель истории и обществознания Началовской СШ Астраханской области, финалист конкурса «Учитель года России-2003»