Программа знакомства с культурными объектами Лилля была чрезвычайно плотной. Почти все эти артефакты смело можно назвать «безумствами». Главный из них - еще недостроенный комплекс «12 безумных домов». Фантастическая архитектура Ларса Спуйброка, возникающая на месте старой фабрики, видимо, станет главным памятным знаком пребывания Лилля в статусе европейской культстолицы. В будущий центр социальных и культурных коммуникаций планируется вложить семь с половиной миллионов евро. Из других «знаков» особо примечателен напоминающий о гоголевском «Вие» «Круг ночи» Даниеля Бурена - светящаяся люминесцентная лента, «зависшая» над землей.

Общей же темой в Лилле стали цветы в искусстве. Организаторы собрали и систематизировали массу всяких изысков на эту тему, вплоть до пластиковых цветков, распускающихся под теплом руки, надувных клумб, перфомансов, видеоарта и т.д. Даже вокзал украсил экстравагантный цветочный фонтан, а интерьеры старинного дворца - пышные натюрморты XVII-XVIII веков.

Для Лилля, как и для других европейских городов, статус культурной столицы стал мощным механизмом для продвижения своего имени на мировом рынке. По словам мэра города Мартины Обри, чтобы попасть в число реальных претендентов на это звание, пришлось реконструировать старый город, открыть достойные туристические маршруты, активизировать театральное движение, решить социальные проблемы, создать сеть библиотек в городских кварталах. Словом, Лилль с населением не более 200 тысяч жителей, в котором есть метро и университет, от проведения конкурса только выиграл. Хотелось бы, чтобы похожее происходило и с российскими городами, только пробующими себя в качестве культурных столиц, пусть даже и в отдельно взятом регионе.