На конкурсе «Учитель года» традиционно запоминаются выступления учителей литературы. Неудивительно, что именно литераторы становятся зачастую и победителями... Поклонников предмета «Русский язык» искренне радует, когда словесники представляют свой опыт не менее интересно и когда сам этот опыт, его теоретические положения и практическое воплощение заслуживают внимания коллег.

Появление на конкурсной сцене учителя русского языка и литературы Дубровской средней школы Оренбургской области Веры Красновой завершилось демонстрацией фрагмента фильма «Живи, моя Родина!». Фильм заворожил, хотелось еще и еще слушать детские голоса, старательно и поэтично излагающие историю села Дубровка, наслаждаться прекрасными видами природы родного для учеников Веры Ивановны края... Такой творческий полет не рождается на пустом месте. У него есть теоретическая база, возникшая в результате многолетних размышлений, изучения педагогических технологий, в частности Петра Гальперина. Секрет в том, что Вера Краснова предлагает детям на уроке роль не пассивного слушателя, а исследователя. Роль эта реализуется в процессе преобразования информации, полученной из разных источников, в знания и умения. Известно, что только так знания могут стать личностно значимыми, дети сказали бы «ужасно интересными». Однако этого мало, ведь обучение должно быть результативным. «Учитель ставит перед собой задачу - как выявить уровень сформированности умений, как корректировать их, как быстро реагировать на ошибки учащихся и что делать, чтобы ошибка не стала привычкой? Я рекомендую использовать информационные технологии как полифункциональный инструментарий, позволяющий проводить обучение, диагностику и коррекцию», - советует филолог. И вот тот самый пресловутый результат - воспитание языковой личности происходит на каждом уроке русского языка! (В этом номере «УГ» на стр. 9 вашему вниманию предлагается урок Веры Красновой по литературе.)

О том же радеет и словесник средней школы №1 города Краснокаменска Забайкальского края Инна Моторкова. Цель ее инновационного проекта - создание языковой среды, способной сформировать элитарную языковую личность. Эту среду помогают формировать уроки развития речи, методика использования особых рабочих карт, которые снимают страх перед чистым листом бумаги, дискуссии, творческие работы, проектная деятельность, технология «Языковой портфель достижений». А еще... виртуальное общение Инны Валерьевны со своими учениками на форуме виртуального лингвистического клуба, созданного в рамках школьного сайта. Инна Моторкова рассказывает: «В клубе разрешается обсуждать любые лингвистические, литературные темы. Рекомендуется спорить не с человеком, а с мнением. Есть и запреты, мой самый любимый - на использование смайликов и любых пиктограмм. Они должны заменяться описанием своих эмоций. Запрещается использовать сленговые, жаргонные, оскорбительные выражения». Самое интересное, что ученики Инны Валерьевны не знают, под каким именем она заходит на форум, что, конечно, влияет на культуру дискуссии, а виртуальное общение превращает в обучающее.

Преподавание иностранных языков в современной России опирается на учебники и пособия авторов из Великобритании и США, на информационно-коммуникационные технологии, дети имеют возможность общаться с носителями языка - плюсов, что и говорить, немало. Но все они не будут работать, если нет учителя, который приводит эти плюсы в стройную систему, который не просто общается с ребятами по-английски, по-немецки, по-французски, но становится посредником между культурами. Особенно это важно сегодня, убеждена преподаватель английского языка гимназии №3 города Ярославля Александра Михеичева, когда «люди не могут или не хотят выйти за рамки своей культуры, и это приводит к межкультурным и межнациональным конфликтам. Формирование социокультурного компонента коммуникативной компетенции приобретает особое значение». На уроках Александры Вячеславовны ребята учатся взаимодействовать с представителем любой культуры. В 5-6-х классах дети сравнивают русского Деда Мороза, американского Санта-Клауса, британского Отца Рождества. В 7-9-х классах общаются с англоязычными сверстниками в форумах и чатах, читают онлайн-версии образовательных и подростковых журналов. В 9-м классе в рамках предпрофильной подготовки школьники посещают элективный курс «Основы межкультурной коммуникации», созданный Александрой Михеичевой, обсуждают недостатки стереотипного мышления, вырабатывают способы эффективного поведения в ситуации межкультурного общения, знакомятся с этикетом в разных странах. На старшей ступени разрабатывают проекты, например, такой - «Русские глазами других национальностей».

У преподавателей немецкого языка в наши дни, когда на вершине рейтинга иностранных наречий прочно стоит английский, главная задача - заинтересовать своим предметом ребят, а также их родителей. Педагог 44-й средней школы с углубленным изучением предметов города Набережные Челны Республики Татарстан Гюзель Мингазова рассуждает так: «Иностранный язык начинают изучать во втором классе. Значит, наша аудитория - первый класс, именно к ним мы идем с нашим музыкальным театром на немецком языке. Задача - сначала познакомить их с языком, а потом уже влюбить в него». Малыши смотрят мюзиклы, рождественские представления и заявляют удивленным мамам и папам: «Хотим учить немецкий!» А родители? Гюзель Раисовна вздыхает: «Я живу в городе Набережные Челны. Мы делаем КамАЗы. КамАЗ сотрудничает со многими немецкими фирмами, значит, наиболее успешным, конкурентоспособным в нашем городе будет тот ребенок, выпускник школы и вуза, который владеет немецким. И все равно родители, отдавая дань моде, выбирают для своих детей английский. Идем к родителям первоклассников на родительские собрания». Итог пропаганды - 45% учеников школы №44 города Набережные Челны изучают немецкий язык!

Людмила Михина, учитель немецкого языка средней школы №2 города Мичуринска Тамбовской области, занялась своим инновационным проектом «Формула успеха» по той же причине - хочется вернуть немецкий язык в школу, заинтересовать детей культурой немецкоговорящих стран. Проект состоит из четырех модулей и пятого элемента - рефлексии. Модули похожи на подразделения предприятия, каждое занимается решением особой задачи, но связано с «соседями». Лаборатория чтения отвечает за процесс развития интеллектуальных способностей, языковой компетенции и восприятия письменного текста. Лингвистический цех - это самостоятельная учебно-исследовательская работа школьников над письменным переводом с немецкого на русский. А еще есть киноклуб, который помогает развивать фонематический слух, улучшать мелодику речи, и проектное бюро.

Замечательно, что конкурсанты говорили не только об образовании, но и о воспитании. Точнее, о «Развитии личностного потенциала школьника в системе гуманистических отношений школьного сообщества» - так называется инновационный проект, представленный учителем русского языка и литературы Гуманитарного лицея Ульяновска Эльвирой Волошиной. Эльвира Михайловна с коллегами создали прагматичную и вместе с тем красивую формулу: развитие есть актуализация плюс мобилизация, плюс реализация - если взять первые буквы ключевых слов, получается АМОРЕ. Ульяновский филолог резюмирует: «Мы моделируем образовательные ситуации, в которых школьник получает возможность выбрать и прожить различные социальные роли. Мы отказываемся от понятия «коллектив», мы строим сообщество. Открываем границы классов и школы в целом и создаем условия для взаимодействия на различных уровнях. Мы не готовим наших школьников к жизни, потому что мы живем уже сегодня». (Фрагмент проекта ульяновских педагогов - на стр. 10 этого номера «УГ».)