Фактически речь идет о проектном методе обучения, когда учитель (а еще лучше - ученик) говорит: вот интересная проблема, у нас нет готового решения и даже путей этого решения - будем выдвигать гипотезы, проверять их экспериментально, пока не найдем решения.

Максимальный эффект от применения технических и методических средств обучения (ТМСО) в школе достигается именно при таком подходе. Добавлю, что с ним тесно переплетается интерактивный подход, объединяющий сразу нескольких учебных предметов.

Следует сказать, что ТМСО служат не только для повышения качества и количественной производительности учебной деятельности - они также сокращают объем затрачиваемых на нее труда и времени, сберегают физические и психические силы учителя и учеников, то есть создают здоровьесберегающую среду.

В основе ТМСО, рассматриваемых в этой работе, лежат компьютеры, интерактивная доска фирмы, связанное с ними программное обеспечение и огромный потенциал информационного интегрированного продукта «КМ-школа». В альянсе с компьютером интерактивная доска превращается в современное и очень эффективное техническое средство. Она обладает рядом уникальных особенностей и возможностей:

экологическая чистота - весь инструментарий (тряпка и мелки различного цвета) виртуальный, а значит, нет мокрой тряпки, крошащегося мела и вечной нехватки мелков соответствующего цвета;

снабжена дополнительным программным обеспечением, информационно насыщенным и выполненным на высоком профессиональном уровне;

заменяет монитор преподавателя, не портит глаза, не является источником вредных излучений.

По нашей команде интерактивная доска, управляемая компьютером, тут же перенастраивается на выполнение различных функций. За считанные секунды она становится то пишущей машинкой, то мольбертом с палитрой, кистями и красками, то калькулятором, то музыкальным синтезатором - всего не перечислишь. Широчайшее разнообразие применений компьютера делает доску поистине универсальным средством для работы со всеми видами информации.

Приведу примеры использования «умной» доски на уроках.

Эксперименты над Солнечной системой

Урок природоведения в младших классах. Тема «Смена дня и ночи» (шарообразность Земли и концепция гелиоцентризма). Поскольку бессмысленно объяснять это детям на словах и с помощью картинок, учитель использует наглядную оптико-механическую модель «теллурий»: глобус-Земля вращается вокруг лампы-Солнца.

Однако ученики в это время бездействуют. Что же делать? Выручает интерактивная доска. С помощью компьютерных ТМСО каждый ученик может не только видеть смену времен года, солнечные и лунные затмения, наблюдать устройство солнечной системы на динамической модели, но и ставить над ней различные эксперименты. Например, попробовать в той или иной степени изменять наклон земной оси к плоскости эклиптики и раз и навсегда уяснить себе остающееся не совсем понятным и кое-кому из взрослых, почему, когда у нас зима, то в Австралии или в Южной Америке - лето. Все это происходит на интерактивной доске, где результаты работы видны всему классу, включается элемент соревновательности и появляется гордость за отличную работу.

Итак, наилучший результат дает встречное сотрудничество учителя и ученика, в котором ТМСО выступает посредником или общим полем для совместной работы.

Виртуальная реальность

Учителю ОБЖ необходимо научить детей останавливать кровотечение наложением жгута. Как правило, он показывает это на ученике сначала сам, а затем предлагает повторить остальным. Но все ли ребята одинаково хорошо поняли и усвоили сам принцип действия жгута, а также правило его наложения относительно места раны?

Вновь помогает интерактивное компьютерное моделирование. Есть и программы, созданные специально для таких целей. На экране перед вами - фигура человека, поранившего руку около локтя или ногу около колена. Из раны вытекают капельки крови. Рядом изображен жгут, который вы должны «зацепить» мышью и «наложить» в нужном месте на руку или на ногу человека. Попробуйте сделать это, и вам станет видно: кровотечение прекратится только тогда, когда вы наложите жгут выше раны. Если он окажется наложен ниже - кровь будет по-прежнему вытекать.

В таких случаях ближайший предмет изучения и экспериментального исследования называют виртуальной реальностью - мнимой, кажущейся, иллюзорной, но в чем-то очень точно отражающей крайне важные для нас черты подлинной реальности. И учителю, и ученику, работающим с виртуальными реальностями, необходимо непрестанно помнить и ежесекундно отдавать себе ясный отчет в том, с чем именно они имеют дело в настоящий момент, чего желают и к чему стремятся.

Важный компонент

Надеюсь, вас заинтересовали возможности интерактивной доски? Но это лишь инструмент, к которому необходима база данных, с помощью которой учитель может подготовить материал урока. Эту базу представляет «КМ-школа».

Назначение КМ-компонента:

обеспечение школы в полном объеме цифровыми информационными, методическими и дидактическими материалами нового поколения;

предоставление учителю удобных и эффективных инструментов подготовки и проведения всех видов школьных занятий с использованием ИКТ;

комплексная автоматизация деятельности школы;

организация эффективного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрации - учителя - ученика - родителя.

Трудно представить современную школу без ТМСО, совершенно необходимых и учителю, и ученику. Посредством персонального компьютера, совмещенного с периферийными устройствами, подручных справочников-энциклопедий, размещенных на сайте www.km-school.ru, и, конечно же, в Интернете, можно видеть, слышать, наблюдать (причем с разных сторон, в подробных деталях и с комментариями специалистов) любой интересующий объект из созданного в мировой культуре, искусстве и технике. И не только наблюдать, но отбирать, анализировать, перерабатывать сделанное другими, создавая нечто новое.

Таким образом, универсальные ТМСО, помогающие решать любые учебные задачи как учителям, так и ученикам, опираются на технологическую платформу: компьютер и интерактивную доску плюс непрерывно пополняемый массив программных материалов, представленный в «КМ-школе».

В идеале такая платформа должна была бы находиться под рукой у каждого учителя и каждого ученика. Тогда и тот, и другой по мере надобности могли бы использовать ее целиком или в каких-то отдельных элементах, чтобы немедленно реализовать ту или иную нужную им функцию:

каждый ученик в течение одного урока (или нескольких занятий) имеет перед собой персональный компьютер, который в зависимости от изучаемой темы может быть превращен во множество различных инструментов: текстовый и графический редактор, аппарат аудио- и видеозаписи, измерительный прибор, управляющее устройство и так далее;

учитель сначала применяет доску для предъявления материала и выдачи задания, а потом вызывает учеников по одному и предлагает им с помощью той же доски продемонстрировать, как они справились с поставленной задачей;

при работе над каким-либо коллективным проектом различные ученики или группы учеников могут поочередно пользоваться доской для выполнения тех частей общей работы, которые требуют быстрого принятия решений.

Овладевая подобными технологиями, ваши ученики приобретают шанс стать со временем самым информированным, а если хотите, то и самым знающим, образованным и квалифицированным поколением, когда-либо жившим ранее на Земле.

Конечно, чтобы осуществить эту возможность, потребуется немало силы воли, напряжения интеллекта и тяжкого умственного труда, но зато перед ними уже не будет тех внешних «технических» препятствий к образованию, самореализации и жизненному успеху, которые еще совсем недавно были заведомо непреодолимы для большинства обитателей нашей планеты.

Игорь БАРАНОВ, школа «Творчество», Самара

Мнения коллег:

«Когда я впервые познакомился с интерактивной доской и комплектом программ к ней, то не поверил глазам своим и понял, как далеко я от современных технологий! Однако использование этих возможностей позволило мне повысить свою самооценку и быть успешным педагогом».

Андрей Соколовский, учитель математики

«Раньше я тратила много времени на подготовку уроков с использованием мультимедиасредств. Но теперь, когда мне помогли освоить новый интернет-компонент, я получила возможность заниматься этим творчески, на качественно новом уровне».

Наталья Макеева, учитель информатики

«До недавнего момента не могла себе представить, как это можно проводить уроки физкультуры с использованием интернет-технологий! А сейчас это становится моей педагогической практикой!»

Нина Ивлева, учитель физической культуры

«Когда в учебной аудитории я смогла не только рассказать, показать, дать послушать, но и продемонстрировать живые голоса большого симфонического оркестра, я поняла, насколько это здорово - использовать потенциал средств ИКТ!

Елена Карцева, учитель музыки