Стремление к совместной деятельности - это нормальная и естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды и тому подобное, дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, силы и возможности для достижения конкретной цели в игре, учебе, труде, досуге, работе и так далее.

Реформирование Всесоюзной пионерской организации и появление вместо нее множества различных общественных объединений наглядно продемонстрировало, что подобные структуры все-таки весьма востребованы не только детьми, но и взрослыми. Ведь детское движение, будучи составной частью социального движения России, это заметное явление общественной жизни, процесс, участником которого становятся все, независимо от возраста. Причем без помощи и поддержки взрослых он существовать не может. Взрослый в детском объединении - это человек, который понимает и принимает его цели и задачи, пользуется доверием детей и включен в их самоорганизацию. Без взрослого членства, без педагога в роли старшего товарища у детской организации нет будущего.

Вопросы взрослого руководства и в то же время сотрудничества для сохранения самодеятельного характера детской общественной организации лучше всего могут решаться именно в образовательном учреждении. Вот только готовы ли современные педагоги взвалить на себя роль руководителя детской общественной организации - попросту говоря, вожатого? Ведь для этого надо не только иметь желание, но и обладать определенной методической базой, чтобы детская организация действительно стала местом, где ребенок приобретает опыт социальных отношений и осваивает новые социальные роли в различных сферах деятельности на основе имеющихся представлений и знаний.

Было время, когда старшие вожатые в школах должны были стать организаторами досуга, педагогами-организаторами, кураторами детских общественных объединений. При таком подходе нередко исчезала сама суть детской самоорганизации, не оставалось места самостоятельности, не было права выбора деятельности и не шла речь о ее многопрофильности. Этого ни в коем случае нельзя допустить и в современных условиях.

История Всесоюзной пионерской организации наглядно показала, к чему приводит подход, когда детям просто навязывают волю взрослых. А ведь творческая деятельность - главное составляющее, вокруг которого и объединяются члены организации, то, посредством чего мы и достигаем поставленных целей. Главная же цель детской общественной организации - создание условий для всестороннего развития ребенка в различных социальных сферах. Реализация этой цели, как правило, происходит посредством включения членов организации в реальную социально значимую деятельность.

Для того чтобы не повторить ошибок прошлого, необходимо знать историю детского движения, а также его современное состояние. Конечно, хорошо, если у вас уже созданы городская и региональная детские организации, которые помогут словом и делом. Но что делать, если педагог не обладает подобной информацией? Как и с чего начать работу с детским общественным объединением, чтобы оно действительно было общественным? Как разработать законы и ритуалы объединения, решить вопрос с эмблемой и символами организации? Как выбрать направления и формы работы?

Эти и множество других вопросов неизбежно встанут перед вожатым, классным руководителем и заместителем директора школы по воспитательной работе, если они возьмутся за дело всерьез. Но хочу еще раз напомнить: история пионерской организации - это опыт многих поколений педагогов, который, к счастью, сохранен и востребован. Причем сохранен в своем настоящем, не политизированном виде.

Познакомиться с современным состоянием детского движения, с историей пионерии «с самых ранних» времен до последнего периода можно на сайте Международного союза детских общественных организаций «СПО-ФДО» (www.upo-fco.ru). Именно эта организация стала правопреемницей Всесоюзной пионерской организации. Здесь можно узнать о том, где и какие детские общественные организации существуют, причем как городские, так региональные и зарубежные. Это прекрасная возможность узнать, есть ли у вас в регионе единомышленники и какая детская организация находится ближе всего к вашему образовательному учреждению. На сайте хранится информация о работе методического центра «СПО-ФДО», новинки печатных работ по детскому движению. Раздел «Акции, проекты, мероприятия» - отличное подспорье для тех, кого интересует конкретная практическая деятельности. В качестве примера можно назвать Международный фестиваль «Детство без границ». Его конкурсы помогут развить детское творчество с пользой для всех.

Следующий сайт, ресурсы которого могут быть очень полезны руководителю детского общественного объединения - интернет-представительство Московского Дома общественных организаций (www.mosportal.ru/mdoo). Названия разделов «Консультации», «Планы», «Ресурсный центр», «Методическая библиотека», «Документы» говорят сами за себя. Это учреждение было создано в столице несколько лет назад, но уже стало популярным среди детских общественных организаций. Мероприятия ДОО, может быть, помогут вам принять участие во всероссийских конкурсах, о которых вы еще не знали, подскажут интересную идею для того или иного дела. И уж, конечно, методические ресурсы Дома общественных организаций будут полезны всем, кто работает в этом направлении. Учреждение оказывает множество услуг как по проведению мероприятий на их базе, так и по изготовлению листовок, брошюр, визиток, календарей и тому подобное.

Название сайта Московской городской пионерской организации (http://mgpo.ru/index.php) полностью соответствует его внутреннему содержанию. История пионерии, а также последние статьи о ней помогут определиться с выбором тем, кто пока еще не знает, какую организацию создавать и какую форму работы с детьми выбрать. Поэтому если вы приняли решение о возрождении у себя в школе именно пионерской организации, этот сайт вам будет просто необходим. Декларация и памятка «Что такое пионерская организация и кто такие пионеры» помогут разобраться в сути движения на современном этапе, а его социально-педагогический потенциал прекрасно изложил координатор МГПО Дмитрий Лебедев. «Договор о взаимодействии пионерских объединений РФ» подскажет, что делать для установления дружеских и партнерских отношений в масштабах страны. Здесь есть основополагающие для организации документы, которые рано или поздно будут необходимы каждому детскому общественному объединению. Вас наверняка заинтересует раздел «Дела», ведь именно содержательная деятельность делает организацию интересной и привлекательной для детей.

Среди родителей ваших детей, а может, и среди самих ребят найдутся те, кто был во Всероссийском детском центре «Орленок» (www.orlyonok.ru) на Черном море. Сайт этого замечательного лагеря пригодится вам в работе обязательно. Кроме раздела песен, конкурсов, фестивалей и многого другого здесь есть раздел «Акции». Прямо с него вы попадете на сайт программы «Ищу себя в будущем». Программа очень интересная и полезная. Применив ее методические материалы, вы можете организовать деятельность ребят по разным направлениям.

Например, акция «Хочу гордиться своей Родиной» пропагандирует среди молодых россиян позитивные ценности российского государства и общества, помогает укреплению ценностного отношения подростков к жизни в России, изучению родного края, выявлению и решению его проблем, ознакомлению с достижениями своих современников, пониманию связи малой родины с «большой».

Акция «Хочу управлять государством» направлена на разработку форм, связанных с информированием подростков о возможностях организации своей жизни в обществе (труд, карьера, толерантность, права человека, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и так далее), на привлечение их к участию в проектной и управленческой деятельности.

Акция «Хочу правильно говорить по-русски» напоминает детям, что каждый человек - носитель языка страны, в которой он живет. Язык - это гордость и достояние нации. Развитие языка - результат деятельности людей и процесса самосовершенствования общества, где диалог считается обязательным условием коммуникации.

Основной вид деятельности детей и подростков в акции - общение. Ребенок, взаимодействуя с людьми, участвуя в разной деятельности, формирует индивидуальный лексический запас для понимания сути происходящих перемен. Заботясь о правильности своей речи, он чувствует себя гражданином своего Отечества, реальным звеном в цепи современных общественно-политических и социально-культурных отношений общества. В связи с этим акция ориентирована на совместный поиск интересных форм работы, которые направлены на повышение значимости русского языка среди подростков.

На сайте представлены презентации, анкеты, сценарии дел, словом, все, что необходимо для реализации программы. Для руководителя детской организации это просто бесценный кладезь необходимой для работы информации.

Необходимо остановиться еще на одной, пожалуй, самой известной и популярной детской организации. Сайт Скаутов-разведчиков России (www.scouts.ru) познакомит со всеми последними событиями представителей этого старейшего сообщества, с их лагерями, слетами и другими мероприятиями. Материалы скаутских газет и журналов тоже будут интересны руководителям детских организаций. Здесь же вы узнаете, как стать скаутом, познакомитесь с фото- и видеоматериалами их дел и попадете в библиотеку, которая хранит в себе историю движения, материалы для скаутов-детей и скаутов-взрослых, сборники игр и многое другое.

Девизом «За Родину, добро и справедливость» открывается сайт Союза детских организаций Томской области «Чудо» (www.sdo.tomsk.ru, неофициальная страница - http://isthis.narod.ru). Этот ресурс познакомит вас с положениями о региональных и всероссийских мероприятиях и, таким образом, научит вас самим составлять подобные документы. В методической копилке вас ждут различные материалы, как теоретические, так и практические. Песни вы сможете не только прочитать, но и прослушать. А увидев, кто является партнером данной организации, вы наверняка поймете, к кому нужно идти за помощью и поддержкой у себя в городе или поселке.

Узнать о последних новостях в детских организациях всех округов России можно на Сайте детских организаций (http://det-org.ru). Списки, новости, презентации - все это распределено по федеральным округам: Центральному, Уральскому, Приволжскому и так далее. На этом сайте вы можете разместить информацию и о своей организации.

Конечно, я перечислил далеко не все ресурсы Интернета, которые могут помочь выстроить структуру детской организации или объединения, разработать законы, символы, ритуалы вступления в организацию, а главное - наполнить жизнь ребят действительно интересными и полезными делами. Постепенно сложатся традиции, появятся самые любимые дела, будут очень неожиданные идеи. А толчком ко всему этому должно стать стремление объединиться вместе с ребятами в общественную организацию, желание, как написала участница одного из сборов пионеров стран СНГ «делать жизнь чуть-чуть краше, светлее и добрее».

И, разумеется, тут не обойтись без вашего желания наравне с детьми стать полноправным членом созданной организации, правда, с чуть большими, чем у ребят, обязанностями. В том числе и с обязанностями искать важную информацию и использовать ее в работе.

Олег КАМАКИН, заместитель директора по воспитательной части Центра детского творчества, Ноябрьск, Тюменская область