Создание интегрированной территориально-распределенной многоуровневой системы образовательных порталов должно способствовать:

активизации использования имеющихся и созданию новых актуальных и качественных информационных и образовательных ресурсов;

расширению доступа к этим ресурсам участникам образовательного процесса, органам управления образованием, профессиональным и общественным организациям;

использованию современных учебно-методических, информационных и телекоммуникационных средств, в особенности технологий дистанционного обучения;

включению в портал мультимедийных технологий, позволяющих обеспечить высокое качество горизонтального и вертикального взаимодействия участников СОС.

Один из значимых факторов эффективного функционирования СОС - создание механизма выбора и развития в образовательном пространстве «точек роста» (места размещения СОС, располагающего информационными, телекоммуникационными ресурсами, квалифицированными и активными научно-педагогическими кадрами, владеющими информационными и телекоммуникационными технологиями и заинтересованными в работе сообщества). Портал, будучи основным инструментом доступа к образовательным ресурсам и средой взаимодействия участников сетевых сообществ, должен располагаться в этих «точках», образуя тем самым целую систему образовательных порталов.

Функциональность подобной системы должна охватывать все основные виды образовательной деятельности, в которых могут принимать участие члены сообществ. Следовательно, она должна иметь многоуровневую структуру, на нижнем уровне которой должен располагаться портал образовательного учреждения.

В качестве примера приведу архитектуру портала, разработанного и функционирующего в образовательных учреждениях Бичурского района Республики Бурятия. Ресурс разработан с применением технологий Java 2 Enterprise Edition, в качестве клиента выступает web-браузер, в качестве сервера - web-контейнер Apache Tomcat 5.5. При разработке портала были использованы следующие технологии.

Spring Framework - набор базовых библиотек, на котором построено приложение, имеющее следующие возможности:

возможность разворачивания приложения не только на J2EE-серверах, но и на легковесных web-контейнерах, что ускоряет как разработку, так и расширяет список совместимых серверов приложения;

организация доступа к данным как при помощи технологий ORM, так и с помощью JDBC;

декларативное управление транзакциями, упрощающее процесс разработки.

Hibernate (ORM-компонент) позволяет организовать доступ к данным при помощи объектно-реляционного отображения, при использовании которого отпадает необходимость написания сложных запросов. Также решается проблема кэширования данных.

Struts Framework реализует шаблон проектирования Модель - Вид - Контроллер, согласно которому вся бизнес-логика приложения должна быть отделена от его визуального представления. Такое разделение значительно упрощает код приложения и делает его более пригодным к дальнейшей поддержке.

Acegi Security позволяет отделить кодирование бизнес-логики приложения и вопросы безопасности на основе ролей пользователей.

В web-приложении объектом-контроллером выступает сервлет ActionServlet, являющийся основой web-фреймворка Apache Struts. В соответствии с настройками web-приложения сервлет обрабатывает полученный от web-сервера запрос и вызывает соответствующий объект-обработчик, передавая ему полученный запрос. Обработчик использует параметры запроса для обращения к сервисам доступа к данным (уровень Spring) с целью получения объектов, соответствующих данным параметрам. Сервисы доступа к данным (конфигурируемые с помощью контейнера объектов, входящего в состав фреймворка Spring) используют соответствующие объекты доступа к данным, которые в свою очередь используют ORM-фреймворк Hibernate, предоставляющий средства для эффективного доступа к базе данных PostgreSQL.

Следует отметить, что создание и развитие многоуровневой системы образовательных порталов на базе «точек роста» СОС, функционирующих на основе применения синергетического подхода для моделирования процессов коммуникации и самоорганизации с использованием принципа обратной связи, позволит предотвратить процесс «затухания» пространства СОС и сфокусировать внимание на круговой взаимосвязи системы выбора. Это обеспечит формирование активной информационно-коммуникативной среды в виде системы образовательных порталов. Школьный информационно-образовательный портал, функционирующий в Бичурском районе, интегрируя региональные образовательные интернет-ресурсы в единую информационно-образовательную среду, может инициировать синергетический эффект развития не только «точек роста», но и самих сетевых образовательных сообществ.

Виталий НАЙХАНОВ, проректор по информатизации и новым технологиям обучения Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Улан-Удэ