Если на первых порах острым был дефицит компьютерной техники, то сейчас каждая школа имеет, по крайней мере, минимальную ресурсную базу и бесплатный выход в Интернет. Но технологии развиваются молниеносными темпами, и полученное несколько лет назад оборудование уже требует обновления.

Некоторые учебные заведения в состоянии справляться с этим самостоятельно. Директор известного волгоградского лицея №5 Лариса Тропкина отмечает: «Нашему образовательному учреждению жаловаться грех. Благодаря выигранным грантам (в целом премиальная сумма составляет около трех миллионов рублей) мы модернизируем компьютерный парк и программное обеспечение. Сейчас интерактивные доски и выход в Интернет есть в каждом кабинете».

Но так дела обстоят не везде.

«Несколько лет назад состоялись крупные федеральные поставки оборудования, когда новую технику получили абсолютно все школы, - размышляет заместитель директора по ИКТ средней школы №45 Волгограда Сергей Сосненко. - Как будет дальше, ожидать ли столь же массовых инвестиций? Пока нам удается изыскивать средства для обновления и пополнения материально-технической базы. Но многие школы испытывают с этим затруднения».

В ближайшей перспективе перед школой встанет и другая трудность: заканчивается двухлетняя федеральная программа бесплатного доступа в Интернет. И, судя по всему, учебные заведения будут вынуждены заключать договора с провайдерами и оплачивать их услуги.

«Сейчас мы над этим думаем, - говорит Сергей Сосненко. - К нам поступают предложения предоставить канал для выхода в Сеть, однако пока речь о низкоскоростном Интернете и достаточно высокой цене».

Как ни странно, содержание большого количества компьютерной техники для руководителя учебного заведения оборачивается еще одной ощутимой проблемой. Ведь за все оборудование кто-то должен отвечать, настраивать его и в случае поломки ремонтировать.

Иными словами, сегодняшним школам нужны системные администраторы и техники. Потребность в них не меньше, а, может быть, даже больше, чем в других специалистах. Найти подходящих людей, согласных на предложенную зарплату, проблематично. Возможно, стоило бы подумать над созданием специализированных центров, обеспечивающих как техническую, так и методическую поддержку школы.

У старшеклассников же главной проблемой оказался ЕГЭ по информатике. Этот предмет включен в перечень вступительных испытаний по целому ряду вузовских специальностей. Для многих выпускников сей факт оказался неприятной неожиданностью.

«У нас в гимназии информатика проводится всего один раз в неделю, - говорит волгоградская школьница Алена Харитонова. - И когда я посмотрела демонстрационные кимы, то поняла, что в моих познаниях довольно существенные пробелы. Мой репетитор (кстати, он кандидат наук) решал демонстрационные версии ЕГЭ и за четыре часа успел не все. Не могу найти подходящую литературу, по которой можно было бы хорошо подготовиться к выполнению сложнейших заданий».

Преподаватель информатики лицея №3 Анатолий Дементьев резюмирует: «Единый государственный экзамен по информатике налагает огромную ответственность на учителя. Но что можно успеть за один час в неделю? Не все понятно с учебниками. Ежегодная смена рекомендуемых авторов приводит к нарушению логики изучения материала. В ЕГЭ примерно одна треть вопросов посвящена программированию. А в рекомендованном учебнике об этом нет ни одного параграфа. Как выходить из этой ситуации учителям?»

В ряду проблем назывались и другие: например, задача оградить молодежь от непристойной информации, широко распространенной в Интернете, введение контентной фильтрации школьных интернет-ресурсов. Но больше всего педагогов беспокоят материально-техническое и методическое обеспечение процессов информатизации.

Юлия ГРЕЧУХИНА, Волгоград