Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В Cредние века в Европе в системе образования были курсы ораторского мастерства и дебатов. В самом начале истории США дебаты укоренились в университетах. Во время президентских выборов 1960 года первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном привлекли внимание к дебатам с новой силой. Сейчас дебаты стали проходить в школах и университетах всего мира.

школе должно быть интересно. А когда детям интересно? Когда они успешны! Дебаты являются одной из форм работы с учащимися в целях повышения мотивации к учебе. Проблемы современных детей известны: нежелание читать (учебную литературу в частности), неумение говорить (в том числе публично выступать), агрессивность как проявление низкой терпимости. Дебаты помогают решить перечисленные проблемы.

Родители учащихся, работающие в различных областях: на муниципальной службе, в бизнесе, науке или в политике, используют технику дебатов для принятия и защиты своих решений. Наши дети, сами того не замечая, уже пробовали себя в неформальных дебатах.

Когда ребенок убеждает маму разрешить пойти вечером на дискотеку - это тоже дебаты. Когда при обсуждении общей проблемы у людей возникают разные точки зрения - это и есть дебаты. Спор в повседневной жизни - это неформальные дебаты.

Необходимость конструктивно отстаивать свое мнение в споре осознается нами, к сожалению, в достаточно зрелом возрасте. И отсутствие данного навыка приводит не только к карьерным, но и житейским неудачам.

Формальные дебаты, описанные в этой статье, имеют жесткую структуру и правила, которые превращают потенциальный конфликт в конструктивную полемику. К примеру, если с другом можно спорить до утра, то в формальных дебатах каждому выделяется определенное время, чтобы представить свои доказательства. В формальных дебатах решение принимает независимый судья. А в жизни обычно мама решает, идти ли ребенку на дискотеку: при этом она и участник дебатов, и судья!

Что собой представляют формальные дебаты? Они начинаются с темы, представляющей собой некое утверждение. Например: «Смертную казнь в России необходимо отменить». Каждая команда (утверждающая и отрицающая) пытается убедить нейтральных судей. Для этого команды защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы своих оппонентов. Основной характеристикой формальных дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Нужно не просто выступить с речами (презентациями), но и парировать аргументы другой стороны, сравнить свою позицию с позицией оппонентов и таким образом убедить судей в своем превосходстве.

Дебаты, как и любой спор, носят эмоциональный характер. Дети не воспринимают неживые уроки, лекции и семинары. Детям нужны чувства для того, чтобы захотеть и заинтересоваться. Поэтому огромное значение имеет тема, которая выносится на обсуждение в дебатах. Например, «Эвтаназию нужно разрешить», «Скинхеды - герои нашего времени», «Курение в общественных местах запрещено». Помимо перечисленных надпредметных тем возможны предметные дебаты по истории («Декабристы - патриоты России»), физике («Законы Архимеда приносит людям пользу»), ОБЖ («Терроризм помогает добиться правды») и другим предметам.

Благодаря игровой форме дебатов дети незаметно для себя становятся ораторами, аналитиками, а также реформаторами, так как, отрицая какой-либо тезис, приходится предлагать альтернативу.

Ребята самостоятельно изучают огромное количество литературы, работают с Интернетом, собирают статистику, изучают словари, проводят социологические опросы. В итоге они становятся узкими специалистами по определенной теме. Причем результат их труда оценивается большим количеством людей: родители, педагоги, учащиеся школы, гости из других школ. «Заболев» дебатами, ученики активно проявляют инициативу по проведению очередной игры. Они осваивают роли тьюторов (кураторы команды), судей, спикеров (члены команды), готовят аудиторию и решают прочие технические задачи. Отрадно наблюдать, когда старшеклассники в качестве тьюторов готовят команды 5-х и 6-х классов. Подобное шефство положительно сказывается на атмосфере школьной жизни.

На базе Медвежье-Озерской школы дебаты проводятся с января 2008 года. За это время трижды проводились «дебатные недели», то есть по всем параллелям (5-е, 6-е, 7-е, 8-е, 9-е, 10-е и 11-е классы) проходили предметные дебаты. В подготовке принимали участие педагоги-предметники и классные руководители в качестве тьюторов. Были проведены общешкольные дебаты по социально-политическим темам с приглашением телевидения и прессы. Также школа выдвинула две команды для участия во Всероссийских дебатах, проходивших в Таганроге летом 2008 года. Одна из команд вышла в полуфинал. Такое достижение молодых ораторов было отмечено судейской коллегией.

С 24 по 28 февраля 2009 года Институт управления образованием РАО, журнал «Народное образование» и методический центр Ивантеевки будут проводить V Всероссийский зимний чемпионат «Дебаты» в Ивантеевке, куда приглашаются команды со всех регионов России (e-mail: opopenkova@yandex.ru, mc_kirgizbaeva@ mail.ru).

Вот небольшой отрывок из книги о дебатах, опубликованной в Интернете:

В дебатах мы различаем три типа выступлений спикера:

Конструктивная речь. Первые спикеры. В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.

Опровергающая (развивающая) речь. Вторые спикеры. В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.

Заключительная речь (подведение итогов). Третьи спикеры. В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого спикеры должны представить себе, что они как бы рассказывали своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.

Дебаты - это серьезное направление деятельности, посильное для любой школы. Главное - желание педагогов. Мы приглашаем всех заинтересовавшихся к сотрудничеству (pgavriil@yandex.ru).

Гавриил ПОЛЯКОВСКИЙ, директор школы, Медвежьи Озера, Щелковский район