Госэкзамен - это выступление на чемпионате мира

Досье «УГ»

Тамара МОСКВИНА - заслуженный тренер СССР и России, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры России (2002), заслуженный деятель искусств (1994), член тренерской комиссии Международного союза конькобежцев, кандидат педагогических наук. Решением Законодательного собрания Санкт-Петербурга в 2003 году ей присвоено звание почетного гражданина города. Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1993), Дружбы народов (1988). Удостоена почетных знаков «За развитие олимпийского движения в России», «За заслуги в развитии фигурного катания на коньках и спорта», «Слава России». Увлекается балетом и музыкой. В совершенстве владеет английским языком.

А ведь все могло быть иначе, поступи Тамара Николаевна после окончания школы с серебряной медалью на математический факультет Ленинградского государственного университета. Но отец - Николай Антонович - сказал дочери: «Математиков много, а хороших тренеров - нет...», и она прислушалась к этим словам. Впрочем, без любви к конькам тут тоже не обошлось. А они у нее были с детства: отец брал Тамару и еще двух дочерей кататься зимой на речку Ждановку. Так бы и продолжалось это катание на хоккейных коньках, не узнай она, что на стадионе «Буревестник» работает секция фигурного катания. Девочка пришла туда заниматься, и первый тренер Иван Иванович Богоявленский на собственном примере показал ей, что фигурное катание может быть высоким искусством и не любить его невозможно. Вообще наставники играли большую роль в ее жизни. И прежде всего Игорь Борисович Москвин, который, по словам Тамары Николаевны, привил требовательность к себе и интерес к тому, чтобы все в выступлении - программа, музыка, костюм - было гармонично. Многому она научилась, уже начав собственную тренерскую деятельность в 1962 году. Тем более что ее наставниками были такие великие тренеры, как Станислав Жук, Татьяна Тарасова, Елена Чайковская.

Сегодня Москвина тренирует сборную России по фигурному катанию и передает свое мастерство воспитанникам специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва при Академии фигурного катания Санкт-Петербурга. Укоренилось мнение, что она одна из немногих тренеров, которые в совершенстве владеют секретом воспитания чемпионов. Ей известно, какие программы могут покорить зрителей и арбитров, как следует вести себя на публике ее ученикам, как завоевать симпатии спортивных чиновников. Хотя сама Тамара Николаевна любит подчеркивать, что не является из ряда вон выходящей личностью. Все, чего она добилась в жизни, далось ей благодаря умению сосредоточиваться на поставленной цели, грамотно и эффективно планировать работу. При этом рассчитывать на результат, конечно, было бы невозможно, не относись она к своим ученикам как мудрый педагог.

- Когда я начала свою деятельность в качестве тренера, никто думать не думал, что буду тренировать спортсменов высокого класса, завоевывающих золотые медали, - говорит Тамара Москвина. - Просто хотелось передать свои знания. Я случайно стала известным тренером, и, по сути, это просто ежедневная, кропотливая работа, которую делаешь, не задумываясь. Угадать, дорастешь ли ты до олимпийских высот, нельзя. И, к сожалению, работа многих молодых талантливых тренеров неизвестна широкому кругу зрителей, если их ученики не взошли на Олимп.

Вообще Москвина любит, когда ее сравнивают с учителем. Для нее «первоклашки» Школы олимпийского резерва такие же, как первоклашки обычных школ.

- У нас так же, как в школе. Так же смотрим на детей, когда они катаются, что показывают. Как и учителя, прекрасно знаем, что некоторые дети великолепно сдают экзамены, хотя ничего не знают и ничего не умеют, а другие дети, наоборот, отлично выполняют домашнее задание, но как только их вызывают к доске, теряются и не знают, что сказать. Отличие только в том, что наши фигуристы сдают промежуточный экзамен перед зрителем, а государственный экзамен - это выступления на чемпионате Европы и мира.

От школы мы отличаемся только тем, что наши фигуристы занимаются здесь хореографией, общефизической подготовкой, занятиями с утяжелением, отягощением, изучают этикет, психологию. Последняя премудрость им необходима для того, чтобы справляться с волнением, трудностями не только на соревнованиях, но и в жизни. И наша задача - научить ребят владеть своими эмоциями.

- Говорят, что спортсмены, как никто, готовы к поражениям. А в вашей жизни было много поражений?

- Да. Но из них надо достойно выходить. Посмотрите, у некоторых много чего не получается, но люди не падают духом. И потом, что считать поражением? К примеру, занимают спортсмены третье место, и я говорю: так это третье место в мире! Они плачут, а мы стараемся быть довольными тем, что есть, а не переживать о том, чего нет.

- Тамара Николаевна, могли бы вы вспомнить забавный случай из школьной жизни?

- Что было в то время самой типичной шалостью? Подглядывание в створку между партой. Я на уроке на коленях держала какую-нибудь увлекательную повесть и через дырочку в этой створке читала. А вообще я сидела на первой парте и всегда тянула больше всех руку, чтобы ответить. Была отличницей, и особых отклонений в поведении у меня не было. Занятия спортом тоже не мешали мне в учебе. Я окончила школу с серебряной медалью, а Институт физкультуры имени Лесгафта - с золотой медалью.

- Что вы, как тренер, чувствуете перед Олимпиадой?

- То же, что и учителя перед экзаменом. Коленки трясутся, ладони потеют, наступает или период обжорства, или, наоборот, ничего не хочется есть. Но с этим состоянием можно и нужно справиться. Выспаться, позавтракать и... пойти страху навстречу. Главное, накануне не принимать никакого допинга. Верить в себя. Уважать и доверять судьям. Вот и весь рецепт.

- Вы часто сравниваете свою деятельность с работой учителя. На ваш взгляд, что целесообразнее: быть строгим или мягким преподавателем?

- Вы знаете, над этим вопросом я задумываюсь почти каждый день. Где грань между требовательностью преподавателя и тренера, в том числе и доброжелательностью или попустительством? Где эта грань? Если мы не будем требовать, то ничего не добьемся: ни трудолюбия, ни стремления к победе. А если будем слишком требовательны, дети будут недоброжелательны, агрессивны, запуганы. Я до сих пор не знаю, где нажать, где отпустить. Наверное, самый оптимальный вариант - это исходить из интересов ребенка. Наверное, нужно сочетание требовательности и свободы. Как только баланс нарушается, появляется перекос в ту или иную сторону. Бывает, что даешь слишком сложные упражнения, сложные задания, и ребенок начинает чудесно, а потом ему не хватает выносливости и сил. В этом наша вина, и из этого важно извлекать урок.

- Тамара Николаевна, сложнее парное или одиночное катание?

- Конечно, парное катание. Это один из самых сложных видов спорта. Согласитесь, в семье часто случается недопонимание между партнерами, конфликты. А здесь нужно чувствовать другого человека, улавливать его малейшие изменения, попадать в ритм его дыхания и эмоций. Но вообще это непростой вопрос - о трудности того или иного вида спорта. Все тяжело, если к этому нет интереса. Я очень рада тому, что фигурному катанию как виду спорта в последнее время уделяется столько внимания. Этому, безусловно, способствуют такие телевизионные проекты, как «Ледниковый период», «Танцы на льду». Был период, когда фигурное катание было незаслуженно забыто, но, кажется, он благополучно миновал, и нас ждут новые победы и новые открытия на этом пути.

Санкт-Петербург