Решать ее помогает созданный в университете интегрированный учебно-научно-педагогический комплекс, реализующий принцип непрерывности педагогического образования в тесном взаимодействии с органами и учреждениями образования. Заметим, что он функционировал задолго до провозглашения на правительственном уровне о создании университетских комплексов. В настоящее время в состав комплекса входят: профильные классы в сельских школах, педагогический лицей города Димитровграда, Карсунская кадетская школа-интернат - Симбирский кадетский корпус юстиции, физико-математический лицей №38. Университет заключил 41 договор о научно-методическом сотрудничестве с образовательными учреждениями города и области. В университете разработан профориентационный проект «Наш абитуриент», предполагающий профилизацию педагогических классов, ознакомительные и образовательные программы, а также социально-психологическую адаптацию к педагогической профессии и новым условиям обучения. Особое внимание в проекте уделяется организации и проведению школьных предметных олимпиад и работе с одаренными детьми.

Делая еще один шаг на пути повышения качества образования, университет первым в регионе разработал и внедрил систему менеджмента качества образования в соответствии с международными стандартами. Модернизированная система образования позволяет использовать в учебном процессе как классические, так и инновационные технологии. Немаловажным в качественной подготовке специалистов в педуниверситете является наличие в его структуре факультета дополнительных педагогических профессий, который предлагает около 40 образовательных программ. На факультете любой студент абсолютно бесплатно может приобрести одну и более специальностей, что особенно актуально, а иногда и жизненно необходимо для тех, кто будет работать в сельских школах.

Конечно, для каждого педагога важен конечный результат: кто придет на смену? Университет славен своими выпускниками. Даже в условиях, когда профессия педагога малопривлекательна из-за низких зарплат и отсутствия социальной защищенности, только в этом году более 70 процентов выпускников университета трудоустроились по специальности в Ульяновской области и других регионах страны. Выпускники вуза конкурентоспособны на рынке труда города Ульяновска и области, других регионов России: они востребованы и в образовательных учреждениях разного статуса, и в государственных, общественных учреждениях, организациях и структурах, но все же главное, что составляет гордость университета, - более 90 процентов учителей школ региона окончили наш вуз.

В стратегии вуза есть еще важное звено - это качество переподготовки учителя, которая в свою очередь покажет, какой школьник придет в вуз. Учитель - это не столько профессия, сколько призвание, которое требует подвижнического труда, стремления к совершенствованию профессиональных навыков. Система «школа - вуз - школа» позволяет проводить эффективную переподготовку учительских кадров, кроме того, дает возможность своевременно выявлять некоторые недочеты в подготовке учителей, оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Юрий ГРУШЕВСКИЙ, ректор Ульяновского государственного педагогического университета, профессор