«Меня оценят в ХХI веке»

Творчество Александра Сергеевича Пушкина может быть источником вдохновения не только поэтического, но и... кулинарного. Благодаря великому русскому поэту омский студент Сергей Боркивец и сам стал «национальным достоянием России». Его исследование кулинарных предпочтений пушкинских героев и самого поэта вошло в сборник с таким названием. Ведь Сергей - победитель Всероссийского молодежного фестиваля «Меня оценят в ХХI веке», организованного Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, Федеральным космическим агентством и Национальной системой «Интеграция». Впрочем, благодарить, конечно, нужно не столько Пушкина, сколько себя, научного руководителя и, конечно, Омский колледж торговли, экономики и сервиса - явление в своем роде уникальное. Хотя молодой человек готовится стать руководителем среднего звена - менеджером питания, он без труда может приготовить любимые Александром Сергеевичем кислые щи, ботвинью и бифштекс с жареным яблоком. Николай Михайлович, директор колледжа, считает:

- К сожалению, сейчас в торговле и питании много людей без специального образования. Наверное, на оптовых рынках они могут трудиться. Но в магазинах высокого уровня, современных предприятиях общественного питания должны работать профессионалы, причем профессионалы универсальные, к тому же образованные всесторонне. Учитывая то, что наши выпускники идут в сферу обслуживания, они должны собой, своим воспитанием показывать пример.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» - это многоуровневое образовательное учреждение непрерывного профессионального образования, где у каждого есть возможность выбрать траекторию, соответствующую его способностям, потребностям и возможностям. Полторы тысячи студентов получают шесть специальностей среднего и две специальности начального профессионального образования - для торговли, общественного питания, ресторанного бизнеса. Но кроме этого, практически все ребята учатся дополнительным профессиям: «пользователь ПК со знанием программы «1С: Предприятие», «официант», «бармен», «повар», «кондитер», «продавец», «кассир». Это позволяет обеспечить конкурентоспособность на рынке труда 500 выпускникам, ежегодно выходящим из стен колледжа. За 70 лет существования ОКТЭС подготовил более 30 тысяч специалистов. Практически все известные омские мастера торговли и кулинарии вышли из стен учебного заведения. Галина Полоротова награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд». Бывший отличник Станислав Андреюк и теперь имеет почетный знак «Отличник качества». Ирина Баева - дипломант Международной кулинарной олимпиады, Марина Яковлева получила звание «Мастер-повар».

Профессионализм как любовь к Родине

Омский колледж торговли, экономики и сервиса все молодеет. Несмотря на 70-летний возраст и солидный коллектив: 100 преподавателей и мастеров производственного обучения, среди которых обладатели медали «За трудовую доблесть», знаков «Почетный работник начального профессионального образования» или «Отличник народного просвещения», званий «Отличник профессионально-технического образования». Но дело даже не в званиях. Здесь учатся все: и студенты, и преподаватели. За последние годы из коллектива «выросли» два кандидата педагогических наук, четыре соискателя по педагогическим и экономическим специальностям, семь магистров педагогики. В колледже все - исследователи. Сергей Боркивец - не единственное достояние ОКТЭС и России. Работа Насти Лапиной тоже отмечена на Всероссийской конференции. Она составила словарь профессий, имеющих отношение к торговле и питанию. Ведь в последние годы появились такие специальности, о которых не слышали и профессионалы! Маститые педагоги, как ни странно, с удовольствием учатся даже у своих учеников. Многие ребята до или после занятий трудятся поварами, барменами, официантами. И, зная последние новинки на предприятиях, щедро делятся с преподавателями своим пока небогатым, но интересным опытом. Студенческое научно-исследовательское общество колледжа «Искатель» ежегодно проводит научно-практическую конференцию, делая неожиданные открытия в хорошо забытом старом. Преподаватели же создают учебные пособия для будущих поваров, продавцов, менеджеров, технологов, рекомендованные Министерством образования и науки России к использованию. Многие из учебников получили золотую медаль Всероссийской выставки «Образовательная среда».

К печатному слову в колледже вообще отношение особое. В библиотеке - 36 тысяч книг: учебных, художественных. Заслуженный учитель РФ Николай Михайлович Гурбо 35 лет работает в колледже, и все эти годы в библиотеке ОКТЭС на видном месте - подшивка «Учительской газеты». Точнее сказать, в колледже особое отношение к искусству, коим здесь считают все, что делается мастерски. Искусство учиться подкрепляется материально-технической базой. Создана телекоммуникационная внутренняя сеть с выходом в Интернет. Кроме учебных кабинетов, есть три лаборатории, семь компьютерных классов, спортивный и тренажерный залы, информационно-методический кабинет, кабинет психологической поддержки, редакционно-издательский центр, актовый зал, центр поддержки студентов. Марина Понякшина, недавно занявшая третье место на Всероссийском конкурсе «Куратор года», и две ее группы увлечены театральным искусством. Пересмотрели уже весь омский репертуар и ждут премьер. Ей я задала вопрос, на который никак не могу найти ответа:

- Скажите, откуда берутся плохие специалисты, если учат в вузах и колледжах хорошо?

Марина Викторовна, сама бывшая выпускница ОКТЭС, честно задумалась:

- По-моему, ни к одному из наших выпускников определение «плохой специалист» отнести нельзя. Думаю, все зависит от того, что вкладывается в понятие «обучение». Если это просто выдача на-гора сухих знаний, научение навыкам профессии, ждать многого от таких специалистов не приходится. А если учебное заведение готовит образованных граждан, профессионалов, желающих быть полезными своей стране, - совсем другое дело. И это уже зависит от искусства управления учебным заведением.

Кулинарное искусство дети демонстрируют на ежегодных городских профессиональных конкурсах, где состязаются на равных со специалистами. На прошлогоднем чемпионате кулинарии и сервиса «Омское гостеприимство» они стали победителями сразу в нескольких номинациях. Поразил всех «Корабль знаний» - удивительной красоты торт Кати Барановой с вкусным логотипом ОКТЭС, в который она вложила всю любовь - и к профессии, и к колледжу, и к родному городу.

А самый любимый праздник в колледже, где «на девять мальчишек по статистике десять девчат», - День защитника Отечества. Как рассказала Айман Оразовна Жакенова, зам. директора по воспитательной работе, готовятся к нему весь год - на классных часах, на встречах с ветеранами, на занятиях в творческих коллективах, коих здесь 9. Недавнее анонимное анкетирование показало, что 70 процентов парней считают службу в армии своим долгом, а девчонки готовы их ждать. Даже ребята из вокальных ансамблей «Гермес» и «Романтики» под руководством педагога Ольги Медведевой больше поют о любви к России, а не к соседке по парте. «Гермес», состоящий исключительно из юношей, победил на Всероссийском фестивале студенческой молодежи, посвященном 60-летию Победы в ВОВ.

Искусство управления

«Золотая медаль «Европейское качество» - далеко не первая победа колледжа. На 10-м Всероссийском форуме «Образовательная среда-2008» Омский колледж торговли, экономики и сервиса представил проект «Развитие социального партнерства на основе системы менеджмента качества как интегрированный процесс» и был удостоен золотой медали «Лауреат ВВЦ». В 2006 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги в системе начального и среднего профессионального образования». В рейтинге Федерального агентства по образованию 2006-2007 учебного года колледж занял десятую позицию среди 820 образовательных учреждений РФ в работе по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг. По предложению Федеральной службы по надзору в сфере образования Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса вошел в инициативную группу по апробации типовой модели систем качества образовательного учреждения.

- Мы поняли, что колледжу мало действовать лишь для того, чтобы реализовывать государственные образовательные стандарты, - рассказывает Манзиля Амренова, зам. директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук. - С 2006 года в колледже действует программа развития на основе проектного метода, рассчитанная до 2010 года. Она состоит из 15 локальных проектов. Самое сложное, пожалуй, - это разработка и внедрение менеджмента качества, которая включает в себя и внешний, и внутренний аудит, и разработку критериев на основе международных стандартов ИСО. Ведь тем, что нельзя измерить, нельзя управлять. Но начали мы, конечно, с изменений в себе. Одна из подпрограмм посвящена нашим кадрам - для того чтобы создавать проектно-исследовательское пространство, педагог должен быть другим. Я считаю, что у нас талантливы не только все студенты, но и все педагоги и преподаватели спецдисциплин, бывшие практики. Надо только помочь им раскрыться. Даже маленькое достижение можно повернуть так, что человеку захочется саморазвиваться, рождать новые идеи.

К системе менеджмента качества образовательного процесса коллектив шел давно и планомерно. Еще в 2002 году колледж стал экспериментальной площадкой Минобразования России, затем начал реализовывать экспериментальные проекты Омского научного центра РАО. Один из них касается апробации профессиональных программ на модульно-компетентностной основе, другой посвящен формированию гражданской, психологической и нравственной готовности выпускников к самостоятельной жизни и адаптации в социальной среде.

- Система менеджмента качества разработана не просто для улучшения имиджа образовательного учреждения, хотя и это важно, - говорит Николай Гурбо. - Но главное, СМК - надежное свидетельство состоятельности колледжа, подтверждение его способности осуществлять образовательные услуги, отвечающие ожиданиям студентов, их родителей и, конечно, работодателей.

Несмотря на всеобщую нехватку абитуриентов, чтобы поступить в ОКТЭС, приходится выдерживать конкурс. Но поступление - только начало. Будущий менеджер Константин Христовский считает, что в колледже его «открыли»:

- Стал настолько успешен, что сам удивляюсь. Сроду на сцене не стоял, а здесь на первых ролях в театре. В школе и не мечтал быть активистом, теперь председатель студсовета колледжа.

Константин уже знает, где будет работать - выпускников колледжа работодатели «разбирают» еще до выпуска. Ни один из них не зарегистрирован на Омской бирже труда.

- Отличительная особенность нашего учебного заведения в том, что мы очень тесно сотрудничаем с предприятиями, - говорит Николай Михайлович. - Почти с сотней заключены договоры, но это не весь список наших «старших товарищей». Со многими работаем уже несколько десятков лет. Социальные партнеры помогают готовить кадры. Студенты имеют возможность проходить практику там, где предъявляются высокие требования к сотрудникам, причем спонсоры организуют им бесплатное питание в это время. Многие оказывают помощь при подготовке чемпионатов, конкурсов городского и республиканского масштабов, откуда наши ребята возвращаются с наградами. А как важна их поддержка в организации встреч с ветеранами колледжа, которых, к счастью, более 90 человек. Они всегда с удовольствием собираются у нас. Еще одно направление совместной работы - участие руководителей предприятий в государственной итоговой аттестации студентов. На экзаменах они могут не только оценить уровень специалистов, но и внести предложения для улучшения подготовки кадров. Обратная связь достигается и с помощью регулярных «круглых столов». На таких встречах преподаватели и работодатели обсуждают проблемы, ставят задачи, из которых рождаются новые идеи.

Сейчас в ОКТЭС оборудуются кабинеты для работы по технологии «Учебная фирма». Ведь на практике не всем ребятам удается поработать с документами, побыть в роли менеджера, технолога, тем более руководителя, то есть поучаствовать в процессах, формирующих профессиональные компетенции. Учебная фирма - полная имитация реальной, где дети смогут попробовать себя в разных ипостасях.

Как известно, основополагающий принцип системы менеджмента качества - принцип лидерства. Если руководитель предприятия не стремится вперед и выше, вряд ли его подчиненным захочется «прыгать выше головы». Педагоги говорят, что директор колледжа сам себе покоя не дает и их толкает на творческую стезю. Николай Михайлович объясняет свою позицию просто:

- Все, что мы делаем, - защищаем диссертации, внедряем систему качества, оборудуем лаборатории, участвуем в выставках, конференциях, конкурсах - все это ради наших ребят.

Омск