В сегодняшней пестроте систем оплаты труда есть несколько четко прописанных штрихов: зарплата должна выплачиваться с учетом реальных результатов, ЕТС необходимо отменить как рудимент былых времен, оплата труда бюджетников должна быть существенно увеличена. Но повышение зарплаты и переход на отраслевые системы на самом деле невозможны без существенного увеличения фонда оплаты труда. Сегодня кто как может, так и поступает: есть у региона деньги - зарплата повышается, нет денег - как говорится, на нет и суда нет.

Что будет происходить в условиях экономического кризиса? Можно предположить, что ухудшится положение бюджетников. Так что Единые рекомендации пришлись как нельзя более кстати.

Во-первых, в Единых рекомендациях еще раз подчеркнуто: «Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не могут быть ниже (хуже) размеров и условий оплаты труда, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления». При этом в Рекомендациях есть пункт, призывающий работодателей обеспечивать равную оплату за труд равной ценности при установлении размеров окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также не допускать какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников. Интересно то, что, призывая к этому работодателей, государство как бы забывает о том, что оно само является работодателем для бюджетников.

О таком чиновничьем склерозе говорит то, что за равный труд в разных регионах России педагоги получают разную зарплату, размер которой определяется вовсе не их подготовкой, опытом и внедрением инновационных технологий, а материальными возможностями регионального бюджета. Налицо, таким образом, «двойная бухгалтерия»: одно дело призывать к справедливости окружающих и другое - выполнять призывы самому.

Отдельные разделы Единых рекомендаций - «Установление систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы» и «Основные подходы к формированию систем оплаты труда работников бюджетных учреждений». В первом еще раз подчеркивается, что «при установлении систем оплаты труда нужно руководствоваться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Во втором еще раз повторяется: «Формирование систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, включающих размеры окладов, ставок заработной платы, устанавливаемых по профессиональным квалификационным группам на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, а также размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, осуществляется с учетом повышения достигнутого уровня оплаты труда; государственных гарантий по оплате труда; порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации; мнения соответствующих профсоюзов или объединений профсоюзов; создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения; типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации)».

Каков же должен быть порядок формирования систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений?

Согласно Единым рекомендациям системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- государственных гарантий по оплате труда;

- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

- мнения представительного органа работников.

Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в размере, не превышающем 5-кратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждаемые соответствующими федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Как было раньше установлено, средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 года объем средств на эти выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.

Штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) этого учреждения, причем образовательное учреждение может привлекать работников на условиях срочного трудового договора с оплатой их работы из внебюджетных средств. Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых услуг, учреждение вправе привлекать работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, отмечено в Единых рекомендациях, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

При этом рекомендуется обеспечивать установление размеров заработной платы работников не ниже уровня, достигнутого при его повышении в рамках реализации соответствующих мер по увеличению реального содержания заработной платы работников. Муниципальные системы оплаты труда должны в качестве ориентиров при установлении систем оплаты труда, включая размеры окладов, ставок заработной платы и иных выплат, использовать примерные положения, утвержденные для федеральных государственных учреждений. Рекомендация правильная, вот только регионы не всегда следуют этому правилу, ссылаясь на то, что в их бюджетах не хватает на это средств.

Чрезвычайно важен раздел Единых рекомендаций, касающийся увеличения бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из возможностей соответствующих бюджетов, самостоятельно определяют для подведомственных государственных и муниципальных учреждений размер увеличения бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда. Вот тут-то и распускается букет проблем: сегодня при сложной экономической ситуации нереально даже приблизительно оценить возможности регионов по бюджетным ассигнованиям на повышение реального уровня зарплаты педагогов. Вполне вероятно, что поиск дополнительных средств опять будет связан с закрытием учебных заведений, сокращением педагогов и надтарифного фонда.