Какой ребенок откажется от внеклассного занятия на тему симпатии, влюбленности и любви в преддверии Дня всех влюбленных?

С раннего детства через сказки, уроки литературы и фильмы девочка готовится к встрече с Любовью. Буквально с 12 лет (и особенно с начала менструального цикла) она ожидает появления мальчика мечты и взаимных чувств. Естественно, и ранние отношения, и их запаздывание становится причиной глубоких страданий. Немаловажную роль играет «этикетка»: то, как девочка сама для себя определяет свое чувство. Если называет его любовью, то после разрыва долго страдает (иногда даже годами), уверяя себя, что настоящее чувство может быть только раз в жизни.

Даже не будучи психологом, учитель может разъяснить, что на наши эмоции влияют собственные мысли и установки. Достаточно изменить угол зрения, например, сказать подростку, что настоящую любовь при первых отношениях обрести сложно, для этого нужен определенный опыт общения с противоположным полом.

В силах педагога также научить девочку-подростка различать оттенки своих и чужих чувств и в соответствии с ними выбирать правильную стратегию поведения в отношениях с молодыми людьми.

Для начала дискуссии предложите подросткам высказаться о том, что они считают симпатией, что - влюбленностью, а что - любовью. Ответов явно будет множество. Важно суметь подвести участников беседы к правильному пониманию каждого из названных чувств.

Итак.

Симпатия - положительное расположение к другому человеку, где преобладает оценочный компонент. Нравиться может только тот, кто обладает (или кому приписываются) какими-либо положительными качествами, обычно теми, которые хотелось бы видеть у себя, например, уверенность, активность, чувство юмора. Симпатию можно испытывать сразу к нескольким людям (необязательно противоположного пола) и при этом остро не нуждаться ни в одном из них.

Первой любовью принято называть влюбленность, которая быстро проходит, но запоминается навсегда именно потому, что она первая. Подростки познают себя, пробуют силы в завоевании симпатий. Это импульсивное, бурное и поверхностное чувство, часто основанное на любопытстве или на желании не отличаться от сверстниц, которые уже встречаются с молодыми людьми. Здесь уместен вопрос со стороны педагога, что привлекло девочку в том или ином мальчике. Внешность, популярность в школе, общительность (или на другом полюсе - асоциальное поведение) - могут ли эти характеристики стать основой длительных отношений? Увы, даже не все взрослые люди могут правильно и осознанно расставлять приоритеты при выборе пары. Далее можно предложить ученицам задание: составить список качеств своего предполагаемого избранника и пофантазировать, какие отношения с ним хотелось бы построить. Во время обсуждения будет легко проанализировать разумность таких пожеланий, как определенный рост и цвет волос, школьные отметки и высокий материальный достаток.

В любви же есть не только восхищение и восторг, мечты и страсть, но и страдания, разочарования и обиды. Любовь сильна верностью и глубочайшим уважением к человеку, который рядом. Нельзя унижать и унижаться, в отношениях должны царить равноправие, единство интересов, забота, нежность и взаимопонимание. Любовь всегда основывается на исключительности: не нужен никто, кроме любимого или любимой. Это не симпатия, а напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, быть ему нужным.

Подобная беседа, конечно, не сможет уберечь подростков от всех возможных ошибок. Однако позволит каждой девочке задуматься над существующими отношениями и еще раз, более осознанно, оценить их.

Аксинья ДОРОНИНА, клинический психолог «Академии Always»