О том, что они увидели, услышали, прочувствовали, родители оставили письменные отзывы. Отзывы очень разные. Иногда просто: «Уроками и учителями довольна», «Жаль, что работа помешала посетить все предметы». Мастерство учителей оказалось для родителей столь ясным и убедительным, что формулировки в отзывах близки к профессиональным. Родители высоко оценили плотность и динамику одного урока, насыщенность, полноту и доходчивость другого, структурность, дозированность и последовательность учебного материала в ходе третьего... Родители увидели и разнообразие форм работы, и то, что материал дается в связи с другими предметами, и использование ранее полученных знаний, и процесс анализа и исправления ошибок. На уроке географии в восьмом классе (учитель Ольга Владимировна Лаппо) родители поняли, что их детей учат выстраивать причинно-следственные связи.

Родители получили возможность посмотреть на своих чад в рабочей обстановке, многие сделали открытие. Оказалось, очень приятно смотреть на ребенка, когда он на уроке и очень старается. В седьмом классе дети «работали дружно», в пятом - «с большим желанием, внимание отличное, чтение выразительное, ребята владеют терминологией».

«Равнодушных и пассивных не было!» - завершается один из отзывов. Такое возможно только при определенных условиях, и родители их увидели. Это хороший контакт между учителем и учениками, комфортная атмосфера урока... Именно в живой, непринужденной обстановке можно говорить о чести, долге, человеческом достоинстве (первое знакомство с повестью «Капитанская дочка» в восьмом классе, учитель Ольга Евгеньевна Титова). Именно благодаря такой атмосфере родители смогли «понять учебный процесс», труд педагога и объективно оценить работу своего ребенка».

Конечно, в родительских отзывах есть и критические замечания, и предложения. Иногда - в общем виде: «урок проведен на «хорошо». Чаще - конкретно: «быстрый темп, детям не хватает времени, чтобы подумать»; «дети устают, и им необходима пятиминутка отдыха» (это про пятые классы). Усталость детей замечена и в 7-м классе. А в 9-м классе: «несмотря на все старания педагога, у детей наблюдаются поверхностные знания»... И эти мнения тоже важны - школа должна знать, как она смотрится с разных точек зрения. Это важно для дальнейшей работы, для будущего. И именно с будущим был связан выбор, который сделал директор лицея заслуженный учитель Российской Федерации Евгений Эдуардович Линчевский. Сам он побывал на уроках в начальной школе и на уроке английского языка у молодого специалиста Юлии Сергеевны Корниловой.

Родители очень просили проводить такие недели почаще. Их можно понять («мой ребенок очень доволен, что мама пришла на открытый урок»). Но есть и другая точка зрения: «Такие уроки - огромная психологическая нагрузка как для ребенка, так и для учителя». С этой точкой зрения согласились методический совет и администрация лицея. Впредь дни открытых дверей будут проводиться, как и прежде, раз в году и в течение трех дней.

Михаил КИСЛОВ, учитель Лицея №3, Гатчина, Ленинградская область