Студенты педагогического вуза, проходящие практику в этой школе, становятся помощниками учителя. Такой принцип работы позволил мне постепенно встроиться в новую для меня образовательную систему.

Что же в этой системе такого, чего я не смогла узнать в университете за первые три года обучения, а сейчас уже и за все пять лет? Почему молодой учитель узнает об инновационных системах образования только тогда, когда он перешагнул порог школы?

На эти вопросы я смогла ответить только после нескольких месяцев работы.

Система прежде всего полностью переворачивает педагогическое сознание учителя. Педагог из оракула, чьи суждения признаются непререкаемой истиной, должен превратиться в тьютора, помощника, который создает условия для более полного раскрытия способностей и возможностей детей.

У такого учителя нет традиционных инструментов, с помощью которых он может «заставить» ребенка учиться:

нет отметок, нет домашних заданий;

ребенок работает на уроках в паре, в группе;

имеет право предъявить на оценку учителю материал тогда, когда будет уверен, что он уже научился чему-то;

на уроке поддерживается инициатива ребенка;

главный принцип построения содержания - система учебных задач, ориентированных на общие способы, что позволяет детям при наименьшем количестве заданий освоить тот или иной навык.

Можно было продолжить этот список отличий, но уже из сказанного ясно, что такая «либеральная» педагогика не может быть принята многими учителями в школе. Поэтому для такой работы необходим не только «новый» учитель, знающий об инновациях в образовании, но нужно и найти такую школу, в которой администрация сможет создать условия: динамическое расписание, возможность вести занятия в разных формах и т. д.

Итак, первое, что я поняла за два года работы в школе, - главное не современные знания из университета, с которыми ты пришел в школу, а то, куда ты пришел... Есть ли в школе условия, в которых можно реализовать те идеи, знания, которые ты уже получил и продолжаешь получать?

Очевидно также то, что один учитель работать не может, необходима команда педагогов, которые работают в одной связке, «играют» по одним и тем же правилам. Это второе. Даже если ты подкован предметно, методически приходится встраиваться в уже существующее образовательное пространство, где нужно найти свое место. А от того, как быстро ты найдешь это место, будет зависеть успех в педагогической деятельности.

Третье - это то, что, окончив вуз, ты только начинаешь по-настоящему учиться, и учиться можно только через проектирование собственного педагогического действия. Никакие курсы повышения квалификации, оторванные от образовательной программы школы, не смогут помочь молодому учителю, так как представление о содержании, формах, способах образования и их результатах у тех, кто учит учителей, и тех, кто руководит образовательным учреждением, разное.

Не имея опыта (а отсюда авторитета), молодой учитель не в состоянии изменить правила игры в той школе, в которую он приходит работать. Значит, остается только один выход - принять эти существующие правила, даже если не согласен с ними.

Имеет ли возможность и право молодой учитель, который только начал свою педагогическую деятельность, внести в существующую жизнь школы новый импульс?

Думаю, вряд ли. Скорее всего, молодому учителю надо искать место работы в школе, зная о том, что собой представляет школа, чем она живет, какую идеологию проповедует, какими средствами достигаются результаты образования. А как такую информацию получить, как выбрать ту школу, в которой будет комфортно работать?

Вот именно это и может стать основным направлением работы тех, кто связан с молодыми учителями. Помочь, познакомить, дать возможность попробовать работать в тех школах, которые прежде всего по ценностным установкам близки молодому учителю.

Юлия ЕФРЕМОВА, учитель математики школы №1133, Москва