Я и мои коллеги считаем, что это должна быть русская национальная школа, не отрицающая национального многообразия России. У нас обучаются представители разных народов и народностей, но все они должны знать культуру, язык, обычаи и традиции русского народа. То, что сегодня предлагается к обсуждению как новый образовательный стандарт, по сути всего лишь некие новые подходы к структуре этого стандарта. Вообще сам стандарт должен, по моему мнению, состоять из трех взаимосвязанных компонентов - содержания, отведенного на его изучение учебного времени и определенных условий, при которых это содержание можно реализовать. Хотелось бы также, чтобы разработчики стандартов не забыли о такой важной вещи, как сохранение преемственности с высшей школой. Сейчас пока с этим вопросом у нас полный провал.

Еще одна проблема, которая вызывает тревогу, - это то, что и предыдущие стандарты, и ныне разрабатываемые являются предметными, когда за единицу стандарта берется конкретный предмет и определяется объем, который должен изучать ребенок по той или иной дисциплине. В результате каждая наука пытается втиснуть в стандарт как можно больше знаний, а это, я считаю, неправильный подход. Я не вижу в новых стандартах очень важного для современного образования метапредметного подхода, целостного видения мира, межпредметных связей, взаимообогащающих друг друга, понимания того, что духовное воспитание должно пронизывать абсолютно все предметы, формируя мировоззрение маленького человека.

Теперь о портрете выпускника общеобразовательной школы, представленном в новых образовательных стандартах, где определяющим является личностный рост учащихся. Но вопрос, в каком направлении осуществляется этот личностный рост? Ценности гражданского общества могут быть очень разными. А главной ценностью был, есть и будет духовно-нравственный идеал, тесно связанный с отечественной духовной культурой.

Еще Федор Достоевский представлял национальное развитие школ России таким образом: «По поводу споров о классическом и реальном образовании - провести идею, что реальное образование не может не сохраняться у нас, не развиваться и не усиливаться, но рядом с ним должно непременно идти (вместо классического) усиленное познание России, ее истории, языков, народностей, обычаев, всех славянских наречий и даже отчасти византизма... Одним словом, во что бы то ни стало осознать законы русской мысли и русского развития и их особенности, индивидуальности в отличие от все поглотившей римско-германской мысли. Эта же русская мысль и ее законы почти и не подозреваются русскими даже в том, что она должна быть на свете, есть действительно и что с условиями ее развития слита, может быть, вся русская будущность».

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что резкое отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством: родным языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением, а русский человек менее всего знает то, что ему ближе, - собственную родину и все, что к ней относится.

«Незнание России посреди России» (Николай Гоголь) - можно считать одной из коренных причин рыхлого национального самосознания, размытого национального самоуважения и вековечной неустроенности отечественного быта.

Поэтому прежде чем говорить об уважении к другим культурам, надо научиться уважать свою отечественную культуру. Миллионы маргиналов выпускает в жизнь современная школа. Наши выпускники уже не русские, но и среднеевропейцами они никогда не станут. Менталитет русский помешает.

Идея чистокровности чужда русским: как нация мы сложились в ходе смешения многих племен. Русский человек - это тот, кто Россию считает своей единственной родиной, кто предпочитает ее и служит ей. Россия всегда была объединяющим культурно-духовным центром, и многие государственники и деятели культуры органически входили в русскую стихию. Владимир Даль говорил: «Душа человека - вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Кто на каком языке думает, тот тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

В русской школе может учиться ребенок любой национальности. Она многонациональна по этническому составу и русская по духу.

Поэтому определяющими целями общеобразовательной школы в России должны быть:

духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на традициях народной и православной культуры;

возрождение глубинного национального самоосознания и самоуважения;

формирование поведения, где определяющей является христианская мотивация поступков и решений.

Можно ли отрывать целые поколения от корней земли, политой потом и кровью предков? Можно ли научить ребенка уважать чужую мать, если он не познал любви к собственной матери? Только национальная русская (российская) школа должна быть ведущей в России. Патриотов земли Русской, знающих ее традиции, уклад, ее соборность, должны формировать школы в России. И не важно, какой национальности выпускник, он живет на русской земле, это его земля, его родина, его русская культура.

Поэтому задачи формирования осознания глобальных проблем современности, профессионализма, личной карьеры, личной успешности необходимо отнести к высшей школе. То есть когда уже сформирован духовно-нравственный стержень в детстве и отрочестве.

Иначе мы и дальше будем увязать в детской и подростковой преступности, детской агрессии, поскольку не научили на традициях родной отечественной культуры уважать людей, преклонять голову перед старшими, ценить семью, малую родину. Разгул западнических идей в средствах массовой информации очень напоминает заранее спланированное разложение детских душ.

Соответственно содержание новых образовательных стандартов должно работать на идею национальной школы России.

А идея - сформированность компетентности по обновлению компетенций, что означает готовность выпускника обновлять свои знания и умения, его способность к самопроектированию, саморазвитию, формированию самостоятельной жизненной траектории - не нова. Мы уже это проходили. «Учись учиться» называлась она у Владимира Ильича Ленина. И вдогонку - будь материалистом, души нет. К чему привел нас этот эксперимент, мы также уже проходили. Надо ли наступать на одни и те же грабли?

Алла КУРБАТОВА, директор гимназии «Дмитров», победительницы конкурса «Лучшие школы России-2005», заслуженный учитель РФ, Дмитров, Московская область