Наталья МИЛОВАНОВА, директор школы №1167, Москва:

- Наша школа является площадкой для проведения единого государственного экзамена по основным предметам. Здесь нам абсолютно все понятно. Большая сложность для школьников состоит в том, что экзамены, необходимые для поступления в высшие учебные заведения, были определены только к 1 февраля. И получилось, что многие ученики с октября на подготовительных курсах в вузах изучали одни предметы, а сдавать им придется совершенно другие. Этот год для наших выпускников будет очень сложным и напряженным.

Ольга АНОШИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:

- Много сомнений было в начале учебного года, когда осознали, что эксперимент закончился. Возникали вопросы, будет ли пересдача, в какой форме, и так далее. Но на данный момент достаточно нормативных документов, разъяснений Рособрнадзора о процедуре ЕГЭ в 2009 году, поэтому большинство учащихся, родителей понимают суть итоговой аттестации. Вместе с тем документы, регламентирующие поступление учащихся в вузы, на мой взгляд, были изданы поздно. Выпускников и родителей сегодня больше беспокоит поступление на выбранную специальность, чем процедура ЕГЭ. Тем более что в нашем городе некоторые предметы раньше не сдавались в формате ЕГЭ, и экзамен вызывает опасение как у педагогов, так и у детей.

Вера ВОРСТЕР, председатель Комитета образования Полтавского района, Омская область:

- Мнение насчет ЕГЭ складывается неоднозначное, но так или иначе сдавать его придется. В процедуре проведения экзамена появились некоторые изменения, но и наработки, и первые результаты у нас уже есть. Справимся. Мы сотрудничаем с Центром довузовской подготовки, Омским государственным университетом, педагогическим, так что и у педагогов, и у школьников есть все возможности повысить свой уровень знаний.

Татьяна ЧЕБОТАРЕВА, мама выпускника, Волгоград:

- На сегодняшний день, когда поступили необходимые разъяснения, процедура ЕГЭ нам в общем и целом ясна. Сын определился с выбором экзаменов. Кроме обязательных математики и русского он будет сдавать физику, информатику. Единственное, что трудно понять, почему перечень вступительных испытаний на ту или иную специальность был обнародован лишь в конце декабря, ведь этой информации мы ждали с начала учебного года. Совсем недавно дождались и другого важного документа - порядка приема абитуриентов в вузы, и с огорчением узнали, что у медалистов теперь нет прежней льготы. И еще один маленький момент. Волгоградские вузы вывесили на своих сайтах списки вступительных экзаменов. Но практически нигде на факультетах электроники и вычислительной техники нет экзамена по информатике, к которому сын упорно готовился.

Татьяна РОДИОНОВА, директор школы № 8, Воронеж:

- Основные моменты понятны. Ясно, что в этом году вводятся принципиальные изменения: дети будут сдавать только два обязательных экзамена - русский язык и математику. Остальные предметы могут не сдавать, оценки в аттестат мы выставим по результатам обучения в 10-11-х классах. С другой стороны, появилось опасение, что в таких условиях дети будут менее мотивированы на изучение неосновных предметов, но, думаю, это опасение напрасно, потому что те, кто идет в десятый класс, обычно собираются поступать в вузы, а они ведут прием студентов по результатам ЕГЭ. То есть учиться все равно надо. Хорошо и то, что вузам разрешили принимать студентов не по четырем обязательным экзаменам, а по трем. Все-таки четыре ЕГЭ сдавать трудно. Следующий положительный момент в том, что вузы обязали ко второму февраля разместить всю информацию о приеме в Интернете, время еще есть, и дети успеют подготовиться.