Статфакт

Сегодня в более чем 800 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучаются более 3 млн.студентов. Более 2 млн.студентов обучают и воспитывают около 3000 учреждений среднего профобразования. 5,9 млн.человек - учатся в негосударственных.

Не секрет, что руководящий состав вузов (и это подтвердил министр образования на недавней коллегии, посвященной студентам) находится, мягко говоря, в весьма солидном возрасте. Кто придет на смену, пока неясно. Желающих поначальствовать много, подходящих не хватает. Так что нужно сделать, чтобы в недалеком будущем нынешний студент мог стать заведующим кафедрой, деканом и, наконец, ректором вуза?

Галина Куприянова, руководитель Департамента по молодежной политике Минобразования РФ:

- Межведомственная программа «Студенчество России (2004-2008 годы)» - одна из важнейших программ, которые входят в концепцию молодежной политики, и она, как мы надеемся, будет рассмотрена в ближайшее время на заседании Госсовета под руководством Президента России Владимира Путина. Мы, к сожалению, не всегда используем студенческий потенциал, поэтому программа «Студенчество России» как раз и будет, как мы считаем, стройной системой использования этого потенциала. В ближайшее время мы планируем проведение очередного Всероссийского студенческого форума, на котором будут обсуждаться проблемы студенчества. Нам нужно определить стратегию государственной поддержки студенчества на этапе жизненного старта. С одной стороны, это круг вопросов, связанных с положением студентов в системе образования, запросов и требований на фоне глобализации, в условиях открытости и усиления конкуренции на мировом научном и образовательном рынке. С другой стороны, это значительный круг вопросов, связанных с формированием личности, способной успешно действовать в современных условиях, не только адекватно отвечать на вызовы времени, но и в определенной мере опережать требования, которые предъявляет к молодому человеку социум.

В некоторых регионах России сегодня уже действуют свои программы поддержки студенчества, которые реализуют самые различные варианты работы с молодежью, но проблем чрезвычайно много и это связано с тем, что до сих пор отсутствовали системность и единая политика в этой деятельности, а также необходимая финансовая поддержка многих важных мероприятий.

Шаг к карьере

Самая острая проблема, которую нужно решить, - это организация студенческого самоуправления. Студент должен быть решительным, энергичным и самостоятельно решать многие проблемы, в том числе проблемы подготовки будущих специалистов в том вузе, где учится он сам. Министр образования Владимир Филиппов считает, что студенты в условиях модернизации образования должны быть главными экспертами, дающими оценку педагогам, научным руководителям и прочим наставникам. Это, по мнению министра, позволит поднять качество подготовки дипломированных специалистов, призванных в будущем создать новую, эффективную экономику в стране. Сегодня самоуправление в каждом вузе развивается по своей модели. Недавний конкурс моделей организации студенческого самоуправления выявил несколько наиболее эффективных и привлекательных.

МИРЭА

В вузе есть студенческий союз, чьи представители работают в ученом совете, в стипендиальных комиссиях, в ректорате, с совете фонда социальной защиты студентов и аспирантов. В структуре студенческого союза есть отряд быстрого реагирования - мобильные бригады, которые выполняют хозяйственные, шефские, агитационные и другие функции. Их забота - профориентационная работа, организация выставок, дней открытых дверей, работа по благоустройству вузовской территории, субботники и другие общеуниверситетские мероприятиях. Студенты участвовали в ликвидациях последствий московского урагана в 1998 году, в различных благотворительных акциях, городских субботниках.

Ярославский госпедуниверситет

Вместе с областной Ассоциацией детского отдыха и оздоровления, областным Союзом студентов ЯрГПУ создал педагогический отряд, который объединяет 120 студентов различных вузов, работающих каждое лето в детских стационарных и профильных лагерях. Ежегодно члены педотряда участвуют в областном семинаре, обучающем тех, кто работает или будет работать с детьми. Педотряд - одна из нескольких молодежных студенческих программ, которая реализуется в области. Большим успехом у студентов пользуется программа «Лидер», которая дает возможности личностного роста молодых людей в конкретной деятельности. Программа предусматривает психологический тренинг «Личностный успех», который, вне всякого сомнения, позволяет каждому желающему студенту самоутвердиться и почувствовать вкус к лидерству.

Чувашский госуниверситет

Не секрет, что многие студенты хотят совмещать учебу с работой, поэтому в ЧГУ реализуется проект «Шаг к карьере», включающий в себя проведение семинаров, «круглых столов», которые организуют руководители кадровых агентств, отделов кадров предприятий и организаций. Помимо информации о вакантных местах, студенты получают навыки прохождения собеседования, написания резюме, знания по кадровому менеджменту. «Республиканская кадровая молодежная биржа труда» регулярно проводит профильные ярмарки вакансий: для студентов технических, гуманитарных и экономических специальностей, а каждую весну предлагает варианты трудоустройства в летние студенческие отряды. За несколько лет были удачно трудоустроены более 700 студентов.

Вадим ДУДИН, председатель студенческого координационного совета ЦК Профсоюза работников народного образования и науки:

- До недавнего времени в решении студенческих проблем отсутствовал комплексный подход, который подразумевает программа «Студенческая Россия». Зачастую решались частные проблемы студенчества, не было единой социально-экономической концепции в масштабе государства. Поэтому мы рады тому, что наше предложение, сделанное на первом Всероссийском форуме в 2001 году, обрело столь определенные документальные формы в межведомственной программе. Большинство проблем, которые сегодня стоят перед студентами (социальные, правовые, экономические и т.д.), необходимо решать комплексно, имея для этого соответствующий инструмент. Таким инструментом может и должна, на наш взгляд, стать именно эта программа, потому что она содержит множество вариантов решения. При всем многообразии и разнообразии общественных организаций, занимающихся поддержкой студенчества, до сих пор не было практики выделения студенчества как отдельной социальной категории, требующей повышенного внимания государства и властных структур. Поэтому есть настоятельная необходимость исправить подобное положение вещей. Дело в том, что к студенчеству не применимы формы и методы.

Исключительно актуальна и другая проблема - определение дополнительных гарантий по выделению целевых субсидий и льготных кредитов молодым гражданам для строительства или приобретения жилья, а также создание условий для аренды государственного или муниципального жилья студенческими семьями.

Я убежден, что принятие федеральной программы подвигнет регионы на поиск своих, присущих только каждому из них, методов решения местных проблем студенческой молодежи, консолидирует в деятельности самые различные молодежные, студенческие и иные организации, поможет объединить их силы, снимет определенную напряженность в их взаимоотношениях, которая возникает из-за дублирования сфер деятельности, иными словами, уменьшится потенциальное конфликтное поле.

Надежда ШАЙДЕНКО, ректор Тульского госпедуниверситета:

- Что меня не устраивает в проекте федеральной программы «Студенчество России»? То, что очень многое предлагается разработать. А может быть, нужно поставить другую задачу - изучить, обобщить и распространить положительный опыт, который уже есть в педагогических и иных вузах? Зачем изобретать велосипед, который уже изобретен и используется? Ведь в педвузах даже защищено множество диссертаций по проблематике воспитания студенчества, другое дело, что и проблем, не охваченных научными исследованиями, тоже хватает.

Меня беспокоит также и то, что мы работаем в основном с сильными, активными, а средние и слабые вообще не развиваются, потому что выпадают из поля нашего зрения. Вот и межведомственная программа для активных студентов предлагает много возможностей. А что будут делать неактивные?

Татьяна БУНИКОВА, заместитель директора Кержачского машиностроительного колледжа:

- Мы обеспокоены тем, чтобы не произошел в программе перекос в сторону студенческих строительных отрядов, как у нас уже неоднократно бывало. В регионах поддержку студентов так и понимают, поэтому все силы бросили на создание отрядов. Но такие отряды работают всего два каникулярных месяца в году, а студентов нужно поддерживать круглогодично, используя для этого разнообразные и эффективные формы организации, которые, в том числе, готовили бы студенчество к реальной жизни.

Алла ЧЕРТОВА, председатель комитета по делам молодежи и туризму Курской области:

- Студенты хотят быть партнерами своих наставников. Мы уходим от понятия «лидер», потому что в погоне за лидерством некоторые молодые люди теряют некие нравственные ориентиры, мы сегодня говорим о подготовке вузовского актива, который возглавит ту социально значимую деятельность, столь нужную сегодня в вузах самим студентам. Мы предлагаем объединить летний отдых студентов с подготовкой таких лидеров, с реализацией социально значимых обучающих программ. Это, по нашему мнению, сэкономит деньги, время, силы и существенно увеличит количество подготовленных для студенческого самоуправления активистов.

Николай ЛАПТЕВ, директор государственного предприятия «Молодежный центр занятости» Ульяновской области:

- Минобразование могло бы установить квоты для выполнения в вузах работ по капитальному строительству новых сооружений, текущему ремонту уже существующих учебных корпусов и общежитий, работ по плану целевой федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Представляется целесообразным заключение Минобразованием РФ договора с МПС РФ о льготах для проезда и бронирования билетов для студотрядов при переезде к месту работы во время трудового семестра. Мы ратуем за создание постоянных студенческих трудовых отрядов, которые бы работали не только в каникулярное время.

Информация к размышлению

Среди основных проблем современного студенчества эксперты выделяют: снижение доступности качественного образования, низкую материальную обеспеченность; отсутствие системы организации временной занятости, отсутствие жилищно-бытовых условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; высокий уровень правонарушений; отсутствие адресной социально-экономической поддержки студентов; низкую организацию научно-технического творчества студентов и студенческого досуга; несовершенную систему медицинского обслуживания.

Приоритеты программы

Поддержка студенческих семей, обеспечение их жильем.

Создание системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений и адаптация их к рынку труда.

Помощь в организации и работе студенческих строительных отрядов.

Реализация мер господдержки студенческих научных обществ и творческих коллективов, учреждение грантов и адресная поддержка крупных научных студенческих форумов и конференций, создание многоуровневой поддержки талантливых молодых специалистов.

Оказание помощи программе «Российская студенческая весна».