Всего около 100 различных больших и малых национальностей со своей верой, привычками, культурой и взглядами на жизнь. Распад Союза, проблемы в Абхазии, национальные конфликты в закавказских республиках вызывали массовую эмиграцию в Сочи азербайджанцев, жителей Абхазии и Грузии. Всем им нашлось здесь место. И что удивительно, никого не попрекают, не называют тут «хохлом», «черным» или лицом кавказской национальности. Возможно, потому, что этим людям не раз приходилось сталкиваться с бедой, некоторым пережить смерть близких в Нагорном Карабахе, Абхазии или во время землетрясения в Армении. Но главная разгадка все-таки в воспитании молодого поколения, основным принципом которого является знание и понимание культур других народов, толерантность и уважение к людям другой веры и другой нации. Здесь в Сочи мне вспомнился случайный разговор с попутчицей в поезде - армянкой по отцу, русской по матери.

- Если бы вы знали, как мне трудно, - призналась молодая миловидная дама, - в Армении меня не принимают за свою, работу, даже самую низкооплачиваемую, найти так и не удалось. А здесь, в России, в Туле, куда приехала к родственникам матери, тоже чужая, хотя русский язык для меня родной.

В Сочи людей, а тем более детей, никому не придет в голову делить на своих и чужих. Уже четвертый год как здесь создан Колледж поликультурного образования. Студентов здесь немного - около 170 человек, и обучаются они по трем основным специальностям - «английский язык», «преподавание в начальных классах» и «социальная педагогика». После окончания колледжа они будут работать в школах с этнокомпонентом, национальных школах, а самое важное - смогут жить на своей родной земле в мире и согласии с людьми другой нации и веры. В разговоре с директором колледжа Ириной Радченко выяснилось, что идея создания поликультурного колледжа принадлежит Управлению по образованию и науке Сочи, кроме того, этот проект также входит в правительственную программу «толерантность».

- Мы хотим, чтобы наши ребята знали и свой родной язык, и культуру и в то же время не забывали, что они граждане России. У нас учатся ребята многих национальностей, и все же большинство наших студентов - русские. И для них не менее важно знать, что они живут в регионе, отличающемся многообразием культур. Кстати, - говорит Ирина Валерьевна, - мы даже решили провести сочинение среди наших студентов на тему «Для чего необходимо поликультурное образование». Многие работы нас просто потрясли своей глубиной и серьезностью. Вот, к примеру, что написала студентка 1-го курса английского отделения Оксана Голуб: «Без поликультурного образования мы не сможем принимать в будущем осознанные решения». Римма Маковецкая, тоже обучающаяся на отделении английского языка, убеждена, что это необходимо, дабы «научиться быть терпимым к человеку, уважать его точку зрения». Ирина Цкипурашвили с отделения начальных классов считает, что «обучение в колледже поможет научить молодого человека понимать и развивать то, что заложено с самого детства - своей школой, своим народом». Екатерина Куприянова, будущая учительница начальных классов, убеждена, что без «поликультурного подхода к жизни невозможно находить общий язык с представителями разных культур, разрешать конфликты». Ну а фраза из сочинения Максима Мельника, избравшего нелегкую судьбу учителя младших классов, вообще осталась в моей памяти надолго, поразив необычностью и масштабностью. «Через взаимодействие культур можно создать планетарную культуру», - написал он в своем эссе.

Сочи, Краснодарский край