Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, 39, 43, 48 за 2007 г., №№13, 18, 26, 44 за 2008 г.

оценку реального состояния учеников;

диагностику этого состояния;

методическую систему упражнений, опирающуюся на закономерности;

средства обучения, необходимые для выполнения упражнений.

Учитывая условность этого разграничения с диалектической точки зрения, заметим также, что оценка реального состояния может рассматриваться как составная часть диагностики, а средства обучения как составная часть методической системы упражнений; поэтому была предложена простая формула, отражающая равенство множеств и иллюстрирующая отличие технологий от методик:

Т = Д + М(З).

Т - технология, Д - диагностика, М - методика, З - закономерность.

Стало очевидным, что технологии отличаются от методик наличием диагностики и более точным учетом действующих закономерностей. Все другие отличия, например, прогнозируемость результатов, возможность оптимизации труда и т. д., можно рассматривать как следствия основных отличий.

Следует заметить, что если действующих закономерностей несколько, то возможно и несколько вариантов технологий, по-разному опирающихся на них; возможно также построение разных технологий для отличающихся по реальным учебным возможностям классов. Поэтому невозможно построить вполне законченный перечень технологий, он заведомо открыт для дополнений. Важно при этом оговорить, что в этот перечень не могут быть включены системы упражнений, не опирающиеся на результаты диагностики или на закономерности. Это замечание кажется особенно важным, так как сейчас термин «технология» стал популярным, и зачастую его используют неправильно.

Педагогический резонанс

Технология управления обучением, кроме общей диагностики процесса обучения (или его циклов) Д0 и выделения критических точек процесса, предполагает последовательное решение ряда задач и соответственно содержит в себе ряд частных технологий Т1, Т2, Т3... Так как Д0 Тупр и каждая из частных технологий Тi Тупр, а все они вместе образуют Тупр, можно записать выражение:

Тупр = F (Д0; Т1; Т2; Т3 ...).

Даже при простом последовательном соединении элементов надежность технологии управления Тупр равна произведению их надежностей, и это означает, что при отсутствии любой из составляющих на успех уже надеяться нельзя. Сложные технологии управления не дают хороших результатов.

Давно надо бы сконцентрировать внимание исследователей на разработке частных технологий для отработки простых задач школьного образования. Применение этих технологий не должно отнимать много времени, чтобы их можно было повторять несколько раз, вызывая явление педагогического резонанса. Именно это качество предопределяет успех их применения, и с этой точки зрения их можно выделить в особый класс резонансных технологий. Внутри него можно выделить несколько групп простых задач и столько же групп простых технологий для их решения:

1) технологии совершенствования общеучебных умений, без которых невозможно качественно передавать учебную информацию;

2) технологии тематического цикла обучения, направленные на решение психолого-дидактических задач трех уровней - понимание, усвоение и применение знаний и умений;

3) технологии воспитания, позволяющие совершенствовать доброту, культуру общения, трудолюбие, коллективизм;

4) многочисленные психологические технологии для развития эмоциональной и речевой сфер, для развития воли и мышления.

Следует отметить для будущих исследователей, что разработка резонансных технологий -дело весьма трудоемкое, занимающее порой годы, но если предварительно изучить действующие закономерности, потребуется всего несколько месяцев экспериментальной работы. Ниже приводятся примеры из нашего опыта.

Опора на закономерности

Изучение закономерностей и анализ трудностей, возникающих при нарушении, позволили сделать следующие выводы:

Задержки в обучении, проявляющиеся в первом классе, часто связаны с плохим словарным запасом. Ситуацию можно улучшить, если ежедневно использовать специальные упражнения для развития ассоциативной и зрительной памяти.

На этой основе была разработана технология подготовки психики дошкольника и первоклассника к развитию речи (мы называем ее технологией Е.Ю.Коростелевой). На изучение закономерностей и разработку технологии ушло 4 месяца и еще 3 месяца - на апробирование технологии.

Результат: 70 процентов детей достигают нормального уровня развития.

Обучение пересказу во 2-5-х классах может быть улучшено, если ежедневно использовать три опоры в определенной последовательности: ключевые слова, образцовый пересказ и частоту упражнений.

На этой основе была разработана технология, которую мы называем самарским вариантом обучения пересказу.

Результат: хорошо пересказывающие ученики составили 60 процентов.

Качество обучения в пятом классе может быть улучшено, если с помощью ежедневных упражнений повысить уровень основных общеучебных умений: увеличить скорость осмысленного чтения до 120 слов, скорость аккуратного письма - до 60 букв, скорость умножения - до 30 цифр в минуту. На этой основе разработана технология повышения сохранности качества обучения в пятых-шестых классах.

Результат: сохранность качества обучения в 5-х классах повысилась с 76 до 90 процентов.

Скорость осмысленного чтения может быть повышена до оптимального значения, если ввести ежеурочные пятиминутки «жужжащего чтения» и ежедневные зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко.

На этой основе была разработана технология достижения оптимального чтения. Технология разрабатывалась без опоры на закономерности, путем проб и исключения ошибок, это заняло 12 лет.

Результат: в пятых классах количество учеников, читающих со скоростью 120 слов в минуту, повысилось до 70-80 процентов.

Скорость письма может быть повышена, если уменьшить высоту строчных букв в тетрадях до 2-2,5 мм и использовать пасту темных тонов. Была разработана технология повышения скорости письма в 3-5-х классах. Изучение влияния особенностей почерка заняло месяц, и еще два месяца было потрачено на апробирование технологии.

Результат: в 4-5-х классах количество учеников, пишущих со скоростью 60 букв в минуту, выросло до 70 процентов.

Орфографическую грамотность можно улучшить, если давать ежедневно устные упражнения с помощью игровых словариков.

Была разработана технология повышения орфографической грамотности в 5-9-х классах и в начальной школе. Выяснение закономерностей и разработка игровых словариков (первыми авторами были Г.В.Брусенцова и В.М.Бушкова, потом появились словарики Л.И.Пановой, Т.В.Баевой и др.) заняли полгода, апробирование - еще полгода.

Результат: по большинству орфограмм количество ошибок у пятиклассников снизилось в 2-3 раза.

Скорость умножения может быть увеличена, если использовать «сорбонки» и карточки технологичного тренажа, позволяющие увеличить частоту тренировок без перегрузки учителя.

Предложена технология совершенствования вычислительных умений, пригодная для 3-5-х классов и для слабых учеников 5-9-х классов. Изучение закономерностей заняло год, и еще два года ушло на апробирование технологии.

Результат: количество пятиклассников, умножающих со скоростью 30 цифр в минуту, увеличилось до 70 процентов.

Снижение уровня учебных умений в период летних каникул может быть преодолено, если ввести ежедневные десятиминутные тренировочные упражнения, которые выполняются в специальных тетрадях с печатной основой. Изучение закономерностей заняло три месяца, была заимствована итальянская технология. На апробирование ушло 2 месяца.

Результат: была обеспечена 90-процентная сохранность общеучебных умений при переходе в пятый класс.

Спад качества обучения в 7-9-х классах можно в значительной мере преодолеть, если уменьшить количество учебных предметов, по которым проводится лишь 1-2 урока в неделю.

Изучение закономерностей заняло около 3 месяцев, апробирование технологии триместровой организации занятий проводилось в течение нескольких лет, но только в двух школах города Зеленодольска Республики Татарстан.

Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»

Продолжение следует