Увы, пока что далеко не все российские библиотеки могут похвастаться таким многообразием и широтой, и многие просто не имеют возможности дать пользователю все, что он пожелает. Поэтому нам есть к чему стремиться, ориентируясь на опыт зарубежных коллег, чтобы взять у них самое лучшее, актуальное и воплотить применительно к нашей действительности.

К примеру, стандартная современная библиотека США имеет открытый доступ практически ко всем источникам. Конечно, существуют некоторые запреты, которые касаются редких и старых книг. Но и тут найден замечательный выход: все уникальные экземпляры, а также журналы, фото, плакаты, карты и другие материалы сейчас активно сканируют, фотографируют и превращают в электронные файлы. Это дает возможность через Интернет работать с оцифрованной версией издания, находясь даже за тысячи километров от библиотеки, или просто взять копию с собой, скачав ее на флеш-карту.

Гибкий, простой и понятный поиск помогает искать любую информацию не только в печатных изданиях, но также на web-сайтах, блогах, форумах и так далее. Копировальные аппараты и принтеры расположены буквально на каждом шагу, в каждом зале, где есть компьютеры. А в специальных центрах можно сделать цветные копии, распечатать цветные картинки и графики на бумаге любого формата.

Все мы, библиотекари, работаем на читателя и для читателя, а значит, должны делать все для его блага, искать и находить любую необходимую ему информацию. Но это во многом зависит от уровня профессионализма, причем как нашего собственного, так и наших посетителей. Ведь правильно сформировать запрос и изложить просьбу - тоже наука.

Американские библиотекари давно поняли это и всячески стремятся повысить информационную грамотность читателей. Для этого у них разработана целая система обучения пользователей всем необходимым навыкам. Причем, что интересно, это касается отнюдь не только компьютера и Интернета, но и множества других знаний и умений - от межличностного общения до понимания мировых проблем.

Казалось бы, сейчас все ресурсы библиотек можно выложить в Интернет, целиком перейдя на виртуальную форму работы. Однако в США доступ к базам и архивам нередко возможен только из сетей библиотеки, то есть «изнутри», что вынуждает (точнее, стимулирует) читателя посещать эти заведения. Цель - развивать живое общение между читателем и библиотекарем, что тоже очень важно для развития информационной грамотности и формирования доверия к библиотекам как источникам информации.

У нас в стране желающих посидеть в читальном зале и побродить между стеллажами книг гораздо меньше, чем любителей порыскать по сайтам. Чтобы исправить и улучшить ситуацию, необходимо активно искать новые формы работы с клиентами. По мнению многих российских посетителей, в библиотеке должно быть больше удобств, к которым относят не только профессиональные сервисы, но также кафе, магазин и музей под одной крышей. Кроме того, нужны комфортные места для занятий - не только столы, но и мягкие кресла, лампы и тому подобное.

Опять же почему бы не начать практиковать аренду ноутбуков, фотоаппаратов или еще какой-либо цифровой техники в специальном сервисном центре, который расположен на территории библиотеки? Также можно оборудовать специальные комнаты для индивидуальных и групповых занятий, оснастив их помимо классических парт и досок мультимедийным оборудованием для работы с презентациями, слайдами, видеоматериалами и так далее.

В зарубежных университетах, где обучают дизайнеров или журналистов, среди залов с книгами есть комнаты для работы со звуком, видеоизображением, графикой. И библиотекарям не важно, выполняет ли студент научную работу или монтирует что-то для личных нужд. Главное, что он обучается работать, поэтому консультанты всегда помогут ему разобраться во всех технических нюансах.

Таким образом, роль библиотеки сегодня заключается в том, чтобы быть лидером по распространению информационной грамотности, центром культурного опыта, ключевым ресурсом информационного наполнения. А мы должны стремиться стать партнерами педагогов в области преподавания.

Марианна ПОНИКАРОВСКАЯ, зав. сектором зала открыто доступа Гуманитарного информационного центра Уральского государственного университета имени А.М.Горького, Екатеринбург