- Полина, у вас накоплен значительный опыт в работе с родителями, имеющими детей разного возраста. Приходилось ли вам заниматься с теми из них, кого волновал инфантилизм у детей? Каковы его признаки?

- Есть психико-физические признаки, когда ребенок медленно развивается, медленно растет. Обычно он ниже ростом своих сверстников, худенький. Это не патология, это некоторая задержка в его развитии. И в смысле социализации такие дети тоже отстают. Они очень наивны, рассуждают на уровне детей, которые моложе их на два-три года. Но учатся нормально. Хотя дольше сверстников увлекаются детскими играми: девочки - куклами, мальчики - машинками.

Обычно у такого типа детей инфантилизм к десяти годам исчезает, и они ничем не отличаются от своих одноклассников. Если же этого не произойдет, то можно считать, что у ребенка серьезная задержка с развитием.

- Инфантилизм - это врожденная особенность ребенка или результат неправильного воспитания?

- Это происходит по вине родителей, которые сыну или дочери не позволяют ничего делать самостоятельно. Скажем, 4-5-летнего ребенка продолжают одевать взрослые. До трех, а то и более лет кормят с ложечки. До десяти лет провожают в школу и приводят обратно. Ему не позволяют даже налить себе чаю или сделать бутерброды. Да он этого и не хочет делать. Бывает, что и уроки с такими детьми почти до старших классов готовят взрослые. И тогда у мальчика или девочки гаснет инициатива к любому, даже, казалось бы, привлекательному делу. И в подростковом возрасте эти дети продолжают оставаться безответственными, не желающими и не умеющими действовать самостоятельно. Испытывают страх, когда вдруг выпадает случай самим решить простую жизненную задачу.

- Всегда ли инфантильному ребенку свойственен эгоизм?

- Да, это характерная для него черта. С раннего детства малыш привыкает, что за него все делают взрослые, и, вырастая, он видит, что папа и мама, бабушки и дедушки тут же выполняют любое его желание. И потому легко привыкает, что все вращаются вокруг него. Он главный, все остальные его обслуживают. Став взрослым, он будет думать только о себе, знать только одно: я хочу это сегодня и сейчас.

Инфантильные подростки не способны оценивать свое поведение. Они могут совершать проступки, не думая об их последствиях. Проступки разные. Это могут быть прогулы уроков, побеги из дома, правонарушения. Чаще всего ребята пытаются таким образом избавиться от каких-то трудностей либо привлечь внимание взрослых.

- Инфантильные дети, видимо, чаще всего вырастают в неполных семьях, где ребенка всячески оберегают, жалеют, считая его обделенным?

- Это может быть и поздний ребенок, и малыш с ослабленным здоровьем, и младший ребенок в многодетной семье, где его балуют сверх всякой меры не только родители, а и старшие сестры и братья.

С проблемой инфантилизма за помощью к психологу, психотерапевту обращаются не сами подростки, а их родители, обеспокоенные незрелостью и безответственностью сына или дочери. Часто инфантилизм поддается коррекции. Только нужно вовремя забить тревогу, пока подросток не стал взрослым, неспособным определять свою судьбу и отвечать за свой выбор.