...В начальных классах учиться на «отлично» легко, а попробуйте-ка в средних и старших! Мама гордилась своей Верой каждый школьный год все больше и больше. Учителя хвалили ее дочь на родительских собраниях. Мама на цыпочках ходила дома, когда Вера делала уроки. В субботу и воскресенье Вера отдыхала - смотрела телевизор, читала. Поджимала ноги кверху, когда мама мыла пол под диваном, на котором она сидела с книжкой, досадливо морщилась от шума пылесоса в прихожей. Вере было уже 16 лет, а она почти не помогала матери по дому: гладила лишь иногда несложные вещи вроде полотенец; понятия не имела, сколько стоят продукты в магазине; из еды могла приготовить только яичницу. Мама, не имея стиральной машины, одна вручную стирала на всю семью, тащила по лестнице на четвертый этаж тяжелые сумки с продуктами, готовила, гладила Вере кофточки, в которых та убегала вечером на дискотеку. «Дочке нужно отдохнуть, наработается еще в жизни! - рассуждала мама. - Ведь она, труженица моя, над уроками сидит не разгибаясь, сто раз перепроверит сделанное, чтобы вдруг четверку не получить. Учится на «отлично», у родителей в учебе помощи не спрашивает, репетиторов не нанимаем. Самостоятельная девочка!»

Школьные учителя не очень интересовались домашней жизнью отличницы Веры. Семья у девочки, по их информации, была благополучная, интеллигентная. В школе она вела себя скромно, хлопот не доставляла, улучшала общую картину успеваемости своей учебой. Чего же еще желать от подростка?

Классная руководительница Веры, считая ее девочкой серьезной и ответственной, несколько раз пыталась поручить ей организовать класс - то на сбор макулатуры, то на спортивные соревнования. Но педагог с удивлением обнаружила, что Вера не является для одноклассников авторитетом. Порасспросив ребят, она узнала, что они считают Веру скучным человеком, с которым не о чем поговорить, у нее, кроме учебы, никаких интересов. Вера действительно никогда не посещала ни одного кружка, в традиционных школьных анкетах в графе «увлечения» писала только: чтение книг. Она взрослела внешне, но по сути оставалась ребенком, не имевшим понятия о жизни. Классная руководительница Веры вела в школе экономику. Однажды на уроке, рассказывая о семейном бюджете, она спросила у Веры, сколько квадратных метров занимает ее квартира и сколько ее семья платит в месяц за проживание в ней. Вера, без пяти минут выпускница школы, не знала этого даже приблизительно.

Беседы классной руководительницы с мамой Веры, к сожалению, не привели к изменениям в психологическом климате этой семьи. Мама упорно считала, что ради успехов дочери в учебе она должна ограждать ее от всяких трудностей.

В нынешнем учебном году Вера, окончив школу с золотой медалью, поступила в университет. Ее бывшая классная руководительница встретилась случайно на улице с мамой Веры и узнала новости. Недавно умер отец, и в семье появились материальные трудности. Маме приходится экономить на всем, и прежде всего на себе. А Верочка, по-прежнему не имея понятия о том, что такое бюджет семьи, и не замечая, как мама плачет по ночам в подушку, тратит все деньги своей повышенной стипендии на приглянувшиеся ей безделушки в магазине. Она приходит после занятий домой, открывает дверь ключом и разогревает приготовленный мамой обед...

Великий Новгород