Наталья Викторовна и впрямь звезда. Победитель конкурсного отбора учителей в рамках нацпроекта «Образование», она недавно награждена еще и грантом, который учредил мэр Омска Виктор Шрейдер для 50 лучших педагогов города - в том же размере, между прочим, - 100 тысяч рублей. Впрочем, Наталья Викторовна и так богата - душой, талантами. Малышева умеет, кажется, все - поет, танцует, пишет стихи, сочиняет ребусы. Кроме того, что Наталья Викторовна классный руководитель второго класса, она еще и вожатая начальной школы, начальник пресс-центра малышей, ведущая детского клуба «Интеллект», который создала на базе своего лицея. Правда, «звездность» ее выражается в уютном голосе, умении слушать и ясных глазах. Она смотрит на детей так, будто каждого видит в первый раз. И слушает, будто говорят они самое важное на свете. Честно говоря, я не верила, что у человека, двадцать лет отдавшего школе, могут так гореть глаза - будто звезды. Ей в самом деле интересно все, чем она занимается, и с каждым годом, с каждым классом, с каждым ребенком она изобретает все новые и новые занятия - для себя.

А еще «звездность» Натальи Викторовны, пожалуй, в теплоте, исходящей от нее, в свете, благодаря которому «зажигаются» дети, будто сами по себе вдруг вспыхивая яркими огоньками. Маша Федораева, теперь уже шестиклассница, вошла в число ста лучших учеников России в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». А началось все с того, что неугомонная Наталья Викторовна предложила первоклассникам поучаствовать в Обнинских олимпиадах для малышей. Одни не захотели, другие не выдержали - ведь это большой труд для всей семьи. Собственно, затевала это Наталья Викторовна не столько для побед, сколько для того, чтобы родители заинтересовались своими детьми. Но после первой же Машиной победы - тогда еще маленькой - желающих стало больше. Теперь уже все пробуют себя хоть разок. Каждый может выбрать что-то из девяти номинаций: то дружно складывают мозаику изо льда, то мастерят подставки для книг, то рисуют, то поют, то пишут рассказы.

- Школа, она ведь только подкорректировать может. А главное все же семья, - говорит Наталья Викторовна. - Если родители заинтересованы в ребенке, занимаются с ним, то открываются таланты. С нашей, конечно, помощью. Конкурс, олимпиада - это, как минимум, на месяц занятие для всей семьи. Я всегда объясняю - нам не победы важны, главное, что мы выложились до конца, поняли, что мы можем. И еще мне важно, чтобы попробовал каждый - тогда не будет зависти.

Незримая нить, кстати, связывает всех второклашек и их родителей. У Натальи Викторовны необычный способ адаптации первоклассников к школе и знакомства друг с другом. Парты она ставит не рядочками, как принято, а уголками - так, чтобы рядышком усаживались пятеро. Причем усаживаются дети сами, интуитивно подбирая себе команду. Знакомятся, придумывают название «пятерки», но командой становятся позже, в процессе уроков-игр. У них свои «тайные» знаки: знак поднятой руки, знак хорового ответа. На уроках дети превращаются в разных персонажей, например в однорукого робота, который заболевает, когда ему не помогает хоть один из «пятерки». Малыши учатся работать друг с другом, а родители в это время учатся друг с другом дружить. Наталья Викторовна признается, что сначала система родительских «пятерок» получилась случайно. Пришли родители на собрание, захотели сесть за парты своих детей. Оказалось, что одни - «дельфины», другие - «снежинки», третьи - «улыбки» и так далее. Правда, некоторым мамам и папам пришлось звонить дочерям и сыновьям для выяснения собственной принадлежности. У детей командира нет - они его выберут позже, уже в четвертом классе, когда лидер будет виден явно. А у родителей есть старший в «пятерке» - они-то уже способны голосовать.

- Сначала я думала мам и пап объединить по месту жительства: кто ближе друг к другу живет, - рассказывает Наталья Викторовна. - А потом поняла: нет, это слишком просто, с тем, кто рядом, и так общаться будешь, а попробуй дружить с «дальним».

Так что теперь, если Наталье Викторовне надо срочно оповестить родителей о предстоящем мероприятии, она звонит не всему классу, а только пятерым - остальное они сделают сами. Впрочем, у нее самой телефон не умолкает: по утрам мамы и папы извиняются за опоздания, по вечерам уточняют способы решения задач и планы на день грядущий. По-моему, просто хотят услышать лишний раз доброе слово о своем чаде. Наталья Викторовна чутко следит за настроением класса, считая, что все конфликты можно разрешить добрыми словами, не нагнетая агрессии. Агрессия чаще всего - способ защиты маленького человечка, а зачем ученикам Малышевой защищаться, если каждый из них знает, что он личность? В традиционном Посвящении в первоклассники участвуют все без исключения - каждый малыш должен постоять на сцене, и каждый родитель должен понять, какой у него уникальный ребенок.

Новый год класс Малышевой празднует в два этапа. Сначала - в классе, где все демонстрируют свои таланты. Предварительно, конечно, выясняется, что хочет взрослый и что может ребенок.

- Для детей важно, что мамы и папы не просто смотрят, а играют вместе с ними, - считает Наталья Викторовна. - Да и поддержка какая для «первого бала»!

Она сама начиняет «волшебную шкатулку» фантами с фамилиями выступающих и очень удивилась в прошлом году, обнаружив свою. Каждый ребенок получает приз не просто от Деда Мороза, а за выступление, причем приз - именно то, что хочет, разве что в меньшем масштабе. Но главное, пожалуй, что остается от праздника, - гордость. Родители счастливы, что их чадо талантливо, а дети весь год вспоминают, какой смешной Бабой-ягой был папа и какой прекрасной Снегурочкой мама.

- Детям обязательно надо понимать свою уникальность, раскрывать свои возможности, раскрепощаться. Ведь в каждом есть искорка, даже если она пока в тумане. И то, что хочется быть не хуже других, хоть в чем-то первым, замечательно! Вот Коля, которого долго ничего не интересовало, кроме переменок, меня теребит: ну когда уже конкурс собак устроим? Когда я свою таксу приведу? И устроим - у Коли действительно собака замечательная, и ухаживает он за ней хорошо, так что есть чем гордиться.

В классах, где работает Наталья Викторовна, день всегда начинается с приветствия. Дети не просто здороваются, а настраиваются на новый день и новые успехи. Зарядка перед уроками не только физическая, но и духовная:

- Мои второклашки вместе с упражнениями говорят друг другу: «Я люблю тебя» и про себя не забывают, говоря: «Я люблю себя». Чем больше это говоришь вслух, тем лучше становится настроение, лучше настрой на учебу.

После такой «тренировки», разработанной мастером спорта Натальей Малышевой, не только уроки проходят на подъеме, но и сложнейшие ребусы раскалываются, как орешки. С помощью своих ребятишек, а также их родителей она написала целую книгу ребусов. Между прочим, не каждый старшеклассник может справиться с этими головоломками, а малыши Малышевой не ломают головы, но учатся анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Составлять ребусы, кстати, еще сложнее, чем разгадывать, но второклашки и это уже умеют.

Но как ни любит своих детей Наталья Викторовна, бывает, что они плачут... по ее вине. Однажды музейные работники провели в классе просветительскую игру о Великой Отечественной войне. Ребята представляли себя в гостях у раненых - развлекали воображаемых бойцов стихами, песнями. Весело было. А когда ушли музейщики, Наталья Викторовна рассказала детям про Беслан. Потому что надо знать, что такое война, потому что над бедой плакать надо. И выдала родителям зареванных ребятишек. Мамы и папы - люди разные - рабочие и начальники, гуманитарии и технари, интеллектуалы и торговцы - поняли: раз Наталья Викторовна так сделала, значит, надо. Вместе с учительницей они не боятся отправлять своих чад в кино или бассейн, в путешествия по окрестностям Омска. В прошлом году повезла детей и взрослых в Ачаирский монастырь на экскурсию. На его территории находится знаменитая купель, по преданию «смывающая» несчастья и болезни. Родители, поеживаясь под прохладным ветерком, не решились снять куртки, но ребятишек окунуться пустили - с Натальей Викторовной не страшно.

Недавно лицею №137 исполнилось 20 лет. Ровно столько после окончания пединститута работает здесь Малышева:

- Начальная школа в нашем лицее - особый мир, хозяева которой - 15 талантливых учителей и 379 «искорок» и «звездочек». Инициатором начинания сделать приоритетным направлением интеллектуально-творческое развитие личности каждого ребенка стала Светлана Николаевна Бабичева, замдиректора, курирующая начальную школу. Личность творческая, неутомимая. И в 2007, 2008 годах в рамках нацпрограммы «Интеллектуально-творческий потенциал России» наш лицей вошел в 100 самых активных школ страны. Так что мы - это целое созвездие!

Омск