Я учитель-практик, а не только кандидат педагогических наук, 40 лет работаю в школе. Меня как литератора волнует способность понимать литературное произведение. Без владения языком, без его чувствования литература становится «текстом за семью печатями».

За годы практики я создал собственную программу приобщения к языку. Она базируется на «Азбуке» Льва Толстого, который фактически изложил механизм того, как научить ребенка слышать слово.

1. Начинать работу нужно с дошкольного возраста. 15 лет я работаю в детском саду №272 в старших и подготовительных группах. Мы берем маленькие тексты или пословицы, обсуждаем, о чем они, какими средствами выражено содержание, пытаемся пересказать своими словами... Когда детишки приходят на собеседование в первый класс, они уже готовы анализировать текст. И стихи Пушкина не только знают наизусть, но и понимают их смысл.

2. В школе на занятиях мы обязательно подробно останавливаемся на пословицах, поговорках, загадках, шутках - они являются квинтэссенцией народной речи. Вот она, живая история языка, богатейшее наше наследие. Можно говорить долго, а можно суть ситуации изложить в виде афоризма. Это качество пословиц и поговорок очень близко нашему времени, тяготеющему к экономии. Так пусть лучше будет краткость, в которой большое содержание, чем пустая краткость обедненной речи.

3. Вслушивание. Нужно учить ребят слышать слово. Читать текст сначала один на один, затем вместе с учителем. Бывает внезапно: сонные, сонные глаза, и вдруг загорелись - человек Услышал!

4. В областной детско-юношеской библиотеке я организую конференции по произведениям современных писателей. На Урале есть писатели, чувствующие исконный русский язык, все его изгибы и тонкости. Владислав Крапивин знает, как говорили дети век назад, в какие игры играли, но и современную речь активно использует. Органическое слияние традиционного русского языка, сочного и богатого, и языка нашего времени. Ближайшая конференция намечена на февраль, она будет посвящена творчеству Арсена Титова. Такие встречи ценны тем, что дети-читатели сидят рядом с авторами, общаются с ними.

5. Я много лет являюсь региональным представителем на Урале открытого детского движения «Муравейное братство», участвую в Международных толстовских чтениях. Каждым летом с группой ребят из нашей школы, любителей литературы, интересующихся языком, мы выезжаем в Тульскую область, в Ясную Поляну. Это тоже способ приобщения к истории русского языка.

Классика плюс современность равняется язык. Тот самый великий и могучий, который был и есть, только нужно его услышать.

Евгений ЖУКОВ, преподаватель литературы и русского языка школы №168, Екатеринбург