Авторы законодательной инициативы оказались также не согласны с п. 1 ст. 14 имеющегося закона, в котором говорится о том, что все органы власти страны, начиная с федерального правительства, обязаны «систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан». Этот пункт, по их мнению, должен звучать как «военно-патриотическое воспитание граждан... представляет собой обязательную, систематическую и целенаправленную деятельность... по формированию у граждан готовности к военной службе, выполнению гражданского долга и конституционной обязанности по защите Отечества». Деятельностью этой должны заниматься федеральное правительство и другие органы власти.

Кстати, тему патриотизма недавно затронул и Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями общественных организаций. «Патриотизм ведь заключается в том, чтобы своими действиями способствовать успеху страны, а значит, каждой семьи, каждого гражданина, содействовать модернизации государства, выходу государства на лидирующие технологические позиции, интеллектуальному развитию. Только таким образом мы сможем кардинально улучшить жизнь граждан России», - сказал глава государства.

Поддерживаете ли вы данный законопроект, и в чем, по-вашему, должно заключаться военно-патриотическое воспитание граждан? На этот вопрос отвечают представители верхней и нижней палат парламента.

Председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий ЛЫСКОВ:

- Данный законопроект требует поддержки. Потому что необходимо готовить российских граждан к правильным действиям в возможных экстремальных условиях. Геополитическое положение России таково, что у разных политиков разных стран в отношении нашей страны могут возникнуть определенные аппетиты. Иными словами, хочешь мира, готовься к войне.

А в целом через военно-патриотическое воспитание народа формируется его отношение к Отечеству. Надо развивать начальную военную подготовку в школах и в институтах и проводить игры военно-патриотической направленности типа «Зарницы». Ведь такие игры сродни военным учениям, поэтому, принимая в них участие, люди учатся думать, как выходить из экстремальных ситуаций.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Валерий ФЕДОРОВ:

- У государства должна быть программа по военно-патриотическому воспитанию граждан. Я полностью поддерживаю законопроект депутатов-единороссов, направленный на усиление военно-патриотического воспитания граждан, потому что «вопрос воспитания чувства патриотизма всегда стоял и будет стоять во главе угла при воспитании настоящего сына или дочери своего Отечества.

На мой взгляд, программа военно-патриотического воспитания россиян должна включать в себя введение в школах НВП, возрождение спортивно-военных игр по типу существовавшей в советские времена «Зарницы», открытие кадетских корпусов, выпуск специальных телепередач, радиопрограмм, съемку документальных и художественных фильмов, издание книг, посвященных военно-патриотической тематике. В этих работах и произведениях должно рассказываться обо всех героях нашей великой Родины начиная со времен Древней Руси, с Ильи Муромца и заканчивая современными молодыми солдатами, которые ценой своего здоровья и жизни отстаивали и отстаивают неприкосновенность России.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор ИЛЮХИН:

- Разработанную депутатами-единороссами поправку к Закону «О воинской обязанности и военной службе» я считаю «сырой», хотя сама идея, направленная на усиление военно-патриотического воспитания граждан, безусловно, представляет интерес. На сегодняшний день патриотизма у граждан, особенно у молодежи, действительно не хватает. Поэтому если говорить о необходимости воспитания, тем более военно-патриотического, то надо приветствовать все шаги в этом направлении.

Но при этом мне очень сложно согласиться с некоторыми параметрами внесенного на рассмотрение в Госдуму законопроекта, в частности, с определением понятия «патриотизм». «То, что предлагается, - это только лишь декларация: «должны», «обязаны» и так далее. В законопроекте нет конкретики, в чем и заключается его слабость. Военно-патриотическое воспитание граждан - это совокупность мер, направленных на поднятие авторитета принадлежности к государству, авторитета военной службы и ее значимости, но самое главное - это любовь и уважение к своему Отечеству. И если всего этого не будет, то на одних декларациях далеко не уедешь. Должна быть целая воспитательная программа.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил ГРИШАНКОВ:

- Поддерживаю идею разработанного законопроекта, поскольку совершенно очевидно, что работы по патриотическому воспитанию граждан, прежде всего молодежи, безусловно, должны быть активизированы. Многие вопросы в нашей стране в 1990-е годы остались за рамками органов госвласти, поэтому на сегодняшний день этого уже нельзя допускать.

Я сам не вникал в тонкости разработанного законопроекта, но тема военно-патриотического воспитания россиян, безусловно, достойна обсуждения, и совершенно верно, что этот вопрос был вынесен моими коллегами на дискуссию. Безусловно, заставить любить свою страну невозможно, но формировать уважение у граждан к окружающим, к своему государству - вполне реально, в том числе и на конкретных примерах: современных и исторических. Военно-патриотическое воспитание должно заключаться прежде всего в знании истории своего государства, поскольку любой гражданин должен очень четко понимать: в какой стране он живет, какая у нее была история, какие задачи стоят перед страной.

Член Комитета Госдумы по безопасности Сергей АБЕЛЬЦЕВ:

- Я не поддерживаю законопроект депутатов-единороссов, направленный на усиление военно-патриотического воспитания граждан, потому что патриотизм, так же как и вероисповедание, привносится в духовность человека по умолчанию. А искусственное насаждение формализованной и заорганизованной системы патриотического воспитания, замкнутой еще и на федеральное правительство, приведет к очередной кампанейщине и показухе. И военное воспитание под это подпадает, как и любой другой учебный процесс. Хотя в реальности патриотизм, существующий по определению почти у каждого гражданина своей страны, может быть усилен или ослаблен за счет тех или иных действий государства.

Наша победа в «пятидневной войне», победы в спорте, разрешение использовать государственный флаг, принципиальная политика и адекватная реакция на мировые вызовы - вот стимулы, повышающие уровень патриотизма до максимума.