Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Контроль и самопроверка знаний

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Приемы для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:

1) Использование слайда(ов) с заданиями на определение лишних, недостающих данных, на исправление ошибок, ранжирование строк алгоритма, сопоставление, с одним или несколькими вариантами ответов, открытого типа. Данные дидактические материалы могут быть организованы на карточках с последующей проверкой на слайде.

2) Использование кроссвордов (тематического, лексического, сканворда и так далее) или теста, подготовленного средствами Excel или тестовой среды с автоматической проверкой результатов.

Пример использования кроссворда (теста) с автоматической обработкой результатов

Предварительно учителю необходимо составить и проверить кроссворд (тест) (рис. 1).

Цель: автоматизировать проверку и оценку знаний основных понятий изученного материала.

Условия: компьютерный класс, файл с кроссвордом (тестом) ученики открывают с сетевого или локального диска, в этом случае учитель предварительно должен скопировать файл с кроссвордом (тестом) на каждый компьютер.

Преимущества: автоматическая проверка результатов, контроль может быть обучающим. Тогда на листе с результатами следует создать кнопку возврата, и если дети допустили ошибку в написании слова, они могут вернуться и ввести ответ заново.

Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы, местоположении файла с кроссвордом (тестом).

Деятельность учеников: открывают файл на своем компьютере, ориентируясь на вопросы и иллюстрации, вспоминают слово, заполняют клетки кроссворда с клавиатуры (каждая буква - в отдельную ячейку) или поля для ввода ответов в тесте. По окончании работы нажимают на кнопку Проверить, узнают результат и сообщают учителю.

Форма работы: индивидуальная, парная.

Пример использования слайд-задания

для проведения графического диктанта

Учитель готовит слайд с иллюстрациями каких-либо объектов, явлений, событий и так далее, которые пронумерованы (рис. 2).

Цель: создать основу для организации самоконтроля учеников.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера.

Преимущества: название объектов, которые необходимо вспомнить, пронумерованы для удобства обращения к ним. Таким образом, дети имеют возможность не только слышать слово, но и видеть его правописание и иллюстративную опору, что способствует лучшему восприятию и запоминанию. При этом активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует детей о цели и форме работы. После ответа учеников учитель по щелчку мыши показывает верный ответ (наложена анимация на Надпись, вход - появление, по щелчку).

Деятельность учеников: опираясь на иллюстрацию, вспоминают нужное слово и отвечают письменно в тетрадях или на листочках, во время само- или взаимопроверки называют слова, которые заданы на слайде, по порядку.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Пример использования слайд-задания на определение правильности или неправильности высказывания

Учитель готовит слайд с высказываниями, часть из которых верна, а другая нет (рис. 3).

Цель: создать основу для организации самоконтроля школьников.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера.

Преимущества: название объектов, которые необходимо вспомнить, пронумерованы. Таким образом, дети имеют возможность не только слышать слово, но и видеть его правописание и иллюстративную опору, что способствует лучшему восприятию и запоминанию. Попутно активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы. После ответа детей учитель на своем компьютере по щелчку мыши показывает верный ответ: напротив высказывания появляется сигнал о правильности ответа (наложена анимация на Надпись, вход - появление, по щелчку).

Деятельность учеников: отвечают письменно в тетрадях или на листочках - напротив номера ставят «+» или «-», во время само- или взаимопроверки называют ответы по порядку, который задан на слайде.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Подведение итогов занятия

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Приемы для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:

1) Использование слайда(ов) с заданиями, на основании которого можно оперативно подвести итоги работы с организацией последующей проверки на этом же или на другом слайде (переход осуществляется по гиперссылке). Анимация появления ответов, этапов решения и так далее настроена по щелчку, таким образом, учащиеся не сразу видят все ответы, и есть возможность обсудить варианты ответов.

2) Тест с вопросами различного типа.

Пример использования теста с гиперссылками

для подведения итога

Для организации гиперссылки необходимо, чтобы страница, на которую ссылаемся, была уже создана, поэтому заранее подготовьте их, а затем организуйте гиперссылки (рис. 4).

Цель: создать основу для подведения итогов урока.

Условия: наличие экрана (интерактивной доски), проектора, компьютера для учителя.

Преимущества: организация подведения итогов урока с возможностью определения правильности ответа, при этом активизируется внимание всего класса. Для осуществления переходов между страницами используются гиперссылки. Организованные таким образом задания позволяют переходить на следующий вопрос только в случае правильного ответа, если же ответ ошибочен, происходит возврат на вопрос. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы. Для организации подведения итогов урока учитель на своем компьютере по щелчку мыши на гиперссылке показывает результат. Если результат неверный, обсуждает с детьми, почему они ошиблись, и по гиперссылке переходит на слайд с вопросом для повторного ответа.

Деятельность учеников: выбирают и называют варианты ответов.

Форма работы: фронтальная.

Пример использования слайд-задания для выбора объектов по общему признаку

Учитель готовит слайд с иллюстрациями различных животных и птиц, среди которых необходимо определить обитателей Крайнего Севера (рис. 5).

Цель: создать иллюстративную основу для подведения итогов урока.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера для учителя.

Преимущества: организация фронтальной проверки результатов работы, при этом активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Список животных, с которым работают дети, представлен для них как в словесном, так и в графическом виде, это облегчает уровень восприятия, особенно для слабых групп учеников.

Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы. Для организации подведения итогов урока учитель на своем компьютере по щелчку мыши показывает верный ответ: анимация настроена на выход - исчезновение, по щелчку.

Деятельность учеников: работают с карточками, на которых представлен список данных животных в словесном виде.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Пример использования слайд-задания для организации диалога

Учитель организует с учениками диалог в конце урока. С помощью этого слайда можно реализовать два задания, одно - на составление предложений определенной конструкции в диалоге, другое - для проведения аудирования: на слайде вставлена гиперссылка на звуковой файл, после прослушивания которого ребята должны определить продукты, о которых шла речь (рис. 6).

Цель: создать иллюстративную основу для подведения итогов урока. Это задание можно использовать и для актуализации знаний, и для подведения итога, обобщения.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера.

Преимущества: в отличие от учебника иллюстрации на слайде не подписаны, что помогает развивать память. Также иллюстрации способствуют лучшему восприятию и запоминанию слов. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы, организует диалог с ребятами, запускает звуковой файл на прослушивание.

Деятельность учеников: вспоминают слово по иллюстрации и составляют предложение, отвечая на вопрос учителя.

Форма работы: фронтальная.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Приемы и рекомендации для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:

1) Использование слайда(ов) с формулировкой домашнего задания, при необходимости можно проиллюстрировать инструктаж или пример выполнения задания на слайде. Например, если вы задаете составить ребус, то можно подготовить соответствующий слайд.

2) Использование карточек с формулировкой домашнего задания и инструкцией к его выполнению.

Пример выдачи домашнего задания

Ребус создан средствами Excel (рис. 7). Работу можно организовать как фронтально, так и индивидуально, предложив ученику ввести ответ за компьютером. Нажимая на кнопку Проверить, ученики узнают результат и дополнительную справочную информацию.

Цель: проиллюстрировать пример выполнения домашнего задания.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера.

Преимущества: наглядное представление формулировки домашнего задания с возможностью автоматической проверки результата. При этом активизируется внимание всего класса.

Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели и форме работы, по истечении заданного времени организует фронтальную проверку: ответ появляется при нажатии на кнопку Проверить.

Деятельность учеников: отвечают устно с места, при необходимости объясняют друг другу.

Форма работы: фронтальная.

Таким образом, использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической деятельности средней школы. Появляется целый ряд возможностей:

активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием;

использовать оптимальное количество дидактических, развивающих игр, наглядности, что облегчает и повышает степень запоминания материала;

стимулировать контрольно-оценочные действия учеников;

организовать атмосферу активного творческого труда;

создать благополучный эмоциональный фон.

Дина ШАГАЛЕЕВА, методист Центра развития образования, Нижневартовск