Известный в международных образовательных кругах лектор, писатель и консультант Марк Пренски в 2001 году ввел в обиход понятия digital natives (рожденные в цифровом пространстве) и digital immigrants (иммигранты в цифровом пространстве). Он впервые обратил внимание на разницу практик обучения учеников, родившихся в цифровую эпоху, и методик, применяемых учителями, родившимися до наступления этой эпохи. Последним приходится овладевать мастерством современных технологий, как иностранным языком, вынужденно погружаясь в цифровую среду.

В России между методистами и учителями до сих пор разворачиваются горячие споры относительно того, стоит ли овладевать инновационными приемами и технологиями, «спускаемыми сверху», или же продолжать обучать привычным традиционным методом. Некоторые педагоги, отвергая потенциал ИКТ, полагают, что имеют дело лишь с временным политическим решением. Трагизм такой точки зрения заключается в упущенных возможностях: даже если школа принимает решение установить инновационное оборудование, учителю, негативно относящемуся к новым технологиям, никогда не дано полно прочувствовать все преимущества инноваций. С другой стороны, если учебное заведение инвестирует средства как в оборудование, так и в обучение учителей ИКТ, то «чистой прибылью» можно будет назвать повышение эффективности, интерактивность и мотивацию как учителей, так и учеников.

Компания Promethean, международный лидер разработки интерактивных решений для образования, не останавливается сугубо на производстве линейки продуктов Activclassroom, прекрасно понимая первостепенную необходимость подготовки учителей к работе с такими решениями. Она делает упор на воспитание цифровой грамотности учителей и тем самым повышает их уверенность в своих силах. Таким образом, ИКТ становятся для учителя инструментом эффективной трансляции содержания урока на языке обучаемых и помогают стать интерактивным - иными словами, Activteacher.

Заместитель директора по опытно-экспериментальной работе школы №169 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга Юрий Винницкий занимается внедрением новых технологий в образовательный процесс уже 12 лет. На его счету немало достижений: компьютеризация ряда школ Петербурга, МИДа РФ в Болгарии и Чехии, обучение коллег-педагогов, разработка тестирующих комплексов, защита диссертации по теме «Принципы создания и использования интерактивных электронных учебных курсов», победа в конкурсе «Разработка информационных источников сложной структуры» НФПК с работой «Интерактивные лабораторные работы». «Главное, - убежден Юрий Анатольевич, - чтобы рядом всегда были по-настоящему увлеченные ученики. Учиться должно быть интересно! Да, я могу назвать себя Activteacher!»

ПНП «Образование» способствовал признанию на государственном уровне опыта тех российских учителей, кто успешно использует цифровые новшества на уроках. Кроме того, проект не только поддержал дискуссию вокруг применения новейших технологий в образовании, но и содействовал возникновению сообществ «интерактивных» учителей практически в каждом регионе страны.

Еще один положительный пример - чемпион по внедрению интерактивного оборудования и его популяризации в школах Иркутской области Анна Корабельникова. Будучи носителем экспертного знания в области цифровых технологий в образовании, она каждый день готова консультировать как учеников, так и коллег-методистов. «Мы как будто шагнули на десятки лет вперед, - считает Анна Николаевна. - Ведь только пару лет назад в Интернет из школы можно было выйти только через единственный телефон в школе. А теперь я знаю, как могу представляться: я - Activteacher!»

Российские «интерактивные» учителя создают методические пособия для работы с новыми решениями на основе собственных наработок, выезжают в разные регионы России для проведения семинаров, участвуют во всероссийских и международных конференциях. Так, сетевое взаимодействие и обмен опытом становятся мощным мотивационным рычагом, в результате чего ученики подобных школ лучше сдают ЕГЭ и поступают в лучшие вузы страны. К этому факту добавляется и то, что термин «непрерывное образование» теперь воспринимается уже не как догма, а как естественная потребность в самосовершенствовании.

Первые «цифровые» уроки в Краснодарском крае проводились в гимназии №92. В 2006 году это образовательное учреждение получило интерактивное решение Activclassroom, включающее интерактивную доску Activboard, планшет Activtablet, ПО Activstudio и несколько пультов Activotes.

«У меня был блестящий выпускной класс, - вспоминает учитель математики и методист гимназии Татьяна Минченко. - Благодаря их кипучей энергии и желанию как можно больше узнать о возможностях нового оборудования мы ежедневно делали «открытия». Имея в наличии сначала всего лишь три пульта Arctivotes, мы сами стали создавать собственные ресурсы, а именно методику тестирования раздела математики «Свойства функций для 10-11 классов». Преимущество ПО Activstudio перед готовыми медиапродуктами очевидно: каждый учитель может из собственных и заимствованных ЦОР при помощи программного обеспечения Activstudio достаточно быстро, как из кирпичиков, организовать структуру урока. Готовые же медиапродукты часто представляют из себя тот же текстовый учебник, только более иллюстрированный и напоминающий аудиокнигу с картинками».

Новые методики обучения приобретают все большую популярность в преподавательской среде, что демонстрирует успех первых российских «интерактивных» учителей. Компания Promethean активно поддерживает стремление педагогов стать Activteacher, предлагая обучение как неотъемлемую часть решения. Немаловажное значение также имеют профессиональные интернет-сообщества, как, например, портал Promethean Planet (www.prometheanplanet.com), где учителя и преподаватели обмениваются опытом и ресурсами в режиме онлайн. Начните с простого исследования опций предлагаемых интерактивных решений, анализируя множество отзывов и историй успеха, и вы поймете, что следующий шаг сделан в правильном направлении.

Маргарита БЕЛУГИНА, PR-менеджер компании Promethean