Наш вуз готовит будущих технарей-аграриев, в основном по инженерным направлениям. На пяти факультетах учатся студенты тринадцати специальностей. Конкретно на моей кафедре они изучают «Детали машин и основы конструирования», а также «Подъемно-транспортные машины». Эти общеинженерные дисциплины требуют от студента не только теоретических знаний о предмете, но и практических навыков работы с чертежами и вычислительной техникой. Очевидно, что умение пользоваться компьютером повышает ценность молодого инженера на рынке труда.

С Linux я столкнулся относительно недавно - в 2005 году, когда пытался устроиться на должность системного администратора в коммерческую фирму. Им нужен был сисадмин со знанием программ с открытым кодом, а я на тот момент уже довольно неплохо справлялся с администрированием Windows в родном университете и даже успел прочитать какой-то учебник по RedHat, вот и решил попытать счастья в поиске дополнительного заработка. Собеседование я, естественно, провалил, но решил для себя, что неплохо было бы разобраться в *nix-подобных ОС и, в частности, в Linux.

Именно в этом я увидел перспективу своего развития. Ведь Linux полноправный наследник профессиональных ОС, доступных лишь узкому кругу специалистов. Но в отличие от этих систем он сейчас активно «одомашнивается». Упрощение администрирования Linux за последние 2-3 года видно даже постороннему человеку. Гибкость настроек позволяет даже неспециалисту сформировать систему для себя или для нужд окружающих. Отсутствие вирусов и стабильная работа очень сильно способствуют установке этой ОС на публичные компьютеры.

Основная причина, по которой я решил продвигать Linux в своем университете, - это стремление максимально автоматизировать работу администратора. Мне также это было интересно и с точки зрения повышения своего профессионального уровня. Ведь ни для кого не секрет, да и сам я уже успел в этом убедиться, что заработная плата специалистов, знающих свободное ПО, значительно выше, чем тех, которые владеют лишь продукцией Microsoft.

История разговоров о внедрении Linux в нашем вузе начинается с осени 2006 года, когда во многих украинских институтах и университетах прокатилась волна проверок лицензионности софта. В сентябре 2007 года меня пригласили возглавить только что купленный класс на кафедре «Детали машин и подъемно-транспортные машины». В течение месяца в классе из 15 машин установили openSUSE, подняли полноценный контроллер домена и приспособили помещение под нужды учебного процесса.

Параллельно внедрение свободного ПО шло и в Центре дистанционного обучения, куда меня пригласили на должность специалиста первой категории. Там я встретил единомышленников, с которыми мы на протяжении полугода сделали Центр действительно дистанционным. То есть установили свободно распространяемую систему дистанционного образования Moodle (http://moodle.org) на сервер под управлением Linux и дали возможность кафедрам проводить обучение и контроль успеваемости студентов централизованно.

Осенью 2007 года специально для Центра был закуплен класс из 18 машин, на которые также установили openSUSE 11. Причина выбора именно этого базового дистрибутива обусловлена достаточно хорошим описанием на сайте www.opensuse.org, наличием в продаже большого количества печатных изданий, посвященных данной ОС, ну и не в последнюю очередь мнением знакомых «линуксоидов», которые начали работать с ней раньше меня.

Я считаю этот выбор вполне оправданным. OpenSUSE полностью подходит для учебного процесса и несложен в эксплуатации. Наличие YaST очень сильно способствует миграции с Windows и обеспечивает помощь в администрировании системы на базовом уровне. А поскольку мы все делаем сами, это весьма важный фактор. Правда, об официальной поддержке серверов пока особо не задумывались, но вопрос об этом уже задавался нашему руководству, и, я думаю, со временем проблема будет решена.

В классах используется достаточно стандартный набор приложений, идущих практически в любом дистрибутиве:

OpenOffice Writer - набор текста;

OpenOffice Calc - расчет курсовых проектов;

OpenOffice Impress - создание презентаций;

OpenOffice Draw - графика;

Firefox - работа в Интернете и с Moodle;

Gimp - редактирование рисунков и фотографий;

Kino - создание учебных фильмов;

Kaffeine - просмотр учебных фильмов.

И с каждым семестром список используемого ПО пополняется новыми приложениями.

Хотелось бы сказать пару слов про Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Эта система дистанционного образования, распространяемая по лицензии GPL, изначально ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и его учениками. При этом ее структуру также можно легко адаптировать для организации традиционных дистанционных курсов и поддержки очного обучения (рис. 1).

Изначально Moodle у нас появилась как средство контроля успеваемости студентов и их тестирования, так как обладает очень мощной базой для создания и проведения всевозможных тестов и учета результатов. Впоследствии, освоив тестировочные модули Moodle, мы стали наполнять их лекционным материалом и материалом, который мы даем на практических занятиях. Правда, главная сложность здесь, с моей точки зрения, связана с созданием грамотных тестов, которые могли бы полностью раскрыть потенциал студентов. Конечно же, программа никогда не сможет заменить живое общение студента и преподавателя, но она «от рождения» обладает весьма развитыми средствами для обмена информации между преподавателями и студентами.

Наши преподаватели пока только учатся использовать Moodle, однако уже сейчас очевидны преимущества такого подхода. Очень радует система контроля успеваемости и статистики. Теперь педагогам не надо ломать голову над тем, какую оценку поставить студенту - Moodle хранит всю необходимую информацию для того, чтобы сделать это самостоятельно.

Могу твердо сказать: это очень удобный и гибкий комплекс, который всегда можно приспособить под нужды своего образовательного учреждения. Причем, что очень важно, открытый исходный код дает возможность интегрировать в него свои собственные наработки или создавать их, ориентируясь на существующие.

К сожалению, с использованием другого свободного ПО далеко не все так удачно. Наши студенты должны уметь создавать чертежи, а это подразумевает использование систем автоматизированного проектирования (САПР). Но реальной альтернативы системе КОМПАС-3D в мире Linux найти не удалось. Дело в том, что наша кафедра использует самописную библиотеку для проектирования одно- и двухступенчатых редукторов, также сильно помогают проектированию стандартные библиотеки, которые идут в поставке с КОМПАС’ом. Стоит еще вспомнить ту массу наработок в виде чертежей и 3D-моделей, созданных нашими студентами на протяжении не одного года.

В принципе в качестве альтернативы КОМПАС’у можно рассматривать Varicad, но возможность его использования ограничивает наличие большого количества минусов: отсутствие русской/украинской локализации, отсутствие поддержки ГОСТ/ДСТУ и так далее. Кстати, по тем же параметрами и отметается большое количество САПР-приложений под Linux.

Другая, быть может, несколько курьезная, проблема заключалась в том, как корректно ответить на наиболее часто задаваемые студентами вопросы: «А что это у вас за Windows такой? Можно мне установить у себя такую тему?». Ведь работе со свободными ПО их никто не учил, поэтому они даже не могли сразу понять, что работают в Linux. Ну а для преподавателей и методистов пришлось устроить небольшой ликбез, связанный в основном с работой Moodle и OpenOffice.

Это может показаться странным, но Linux воспринимается среди пользователей на ура. Особенно им нравится тот факт, что в этой среде нет вирусов, а личные файлы в папке «Мои документы» доступны только самим юзерам и никому более. Также порадовало огромное количество игр, устанавливаемых в openSUSE по умолчанию.

Оглядываясь на прошлое, могу заявить, что как администратору мне стало работать значительно проще, так как после одноразовой настройки все работает и не требует постоянного надзора. Но больше всех от внедрения Linux, я думаю, выиграло руководство вуза и наша бухгалтерия. Первые и думать перестали о проверках на предмет контрафактности ПО, а вторые сэкономили кучу денег, которые, как известно, лишними не бывают.

Харьков, Украина