В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы новые социальные требования, которые касаются, в частности, подготовки педагогических кадров. Информатизация системы образования невозможна без изменения подходов к организации и проведению учебного процесса. Это, в свою очередь, предполагает более высокий уровень профессиональной компетентности. В системе дистанционного образования появляются новые профессии - сетевой преподаватель, педагог-куратор, преподаватель ДО и так далее.

С точки зрения логики, «дистанционный» преподаватель - это не «виртуальный» педагог, работающий со студентами только в условиях Интернета, а специалист, обучающий студентов, разделенных расстоянием, с использованием информационных технологий. Он должен владеть различными моделями ДО и, возможно, работать в двух лицах, будучи очным и дистанционным педагогом. И главным показателем уровня квалификации любого современного специалиста считается его профессиональная компетентность, в том числе информационно-коммуникационная. Сюда же, в частности, относится способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием ИКТ.

Любой дистанционный курс напоминает айсберг. То, что доступно нашему взгляду (содержание сетевых учебников или мультимедийных пособий на CD), - это лишь треть, а две трети, как с содержательной, так и с организационной точки зрения, скрыто от посторонних глаз под водой. Но именно эта «подводная» часть айсберга дистанционного курса и дает образовательный эффект, вполне сравнимый по результатам с очным обучением. Сюда можно отнести постоянные контакты между преподавателями и обучающимися, взаимодействие людей друг с другом внутри «виртуальной» учебной группы. Это также касается обмена мнениями по различным вопросам учебного курса, организованного в рамках телеконференций и видеоконференций, а также разнообразных учебных проектов, дискуссий, ролевых игр и других современных педагогических технологий.

Комплексный характер работы преподавателя ДО предполагает наличие определенного набора профессиональных знаний и умений.

Общие знания и умения преподавателя в области ИКТ и интернет-обучения:

знание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств;

владение современным ПО;

умение проводить анализ софта с точки зрения его дидактических возможностей;

умение вести самостоятельный поиск информации в Интернете, различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах, словарях;

умение анализировать и обрабатывать полученную информацию;

владение методикой организации и проведения занятий со студентами с использованием ИКТ;

владение навыками информационной «навигации» в Сети;

знание особенностей организации и проведения телеконференций;

знание телекоммуникационного этикета;

умение использовать различные средства телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции, общение в режиме реального времени и тому подобное) для обмена информацией с другими пользователями;

умение использовать инструментальные программные средства для создания курсов ДО;

умение работать с современными гипертекстовыми и гипермедийными системами.

Общие знания и умения преподавателя в области психологии и педагогики:

знание особенностей учебного процесса в ДО;

знание особенностей организации самостоятельной работы студентов в информационно-познавательной среде Интернета;

владение приемами организации общения участников ДО;

умение проводить психолого-педагогическое тестирование студентов;

умение составлять индивидуальный психолого-педагогический портрет студента;

умение оказывать психологическую поддержку студентам в виртуальной среде;

умение формировать малые учебные группы по принципу психологической совместимости;

умение проводить текущую психолого-педагогическую диагностику виртуальной учебной группы.

Общие знания и умения преподавателя в области новых педагогических технологий:

знание современных личностно-ориентированных методов обучения;

владение индивидуальными, групповыми и фронтальными методами обучения;

умение адаптировать используемую методику очного обучения к условиям Интернета;

умение сочетать очные и заочные формы обучения при ДО;

умение сочетать индивидуальные и фронтально-групповые формы обучения при работе с дистанционными студентами;

умение организовать и провести мониторинг учебной деятельности студентов;

умение организовать эффективную систему контроля и тестирования студентов.

Нельзя отрицать тот факт, что в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в настоящее время предпринимаются шаги к решению проблемы формирования информационно-коммуникационной компетенции. В ряде вузов России и за рубежом в последние годы ведутся курсы по программе общей подготовки преподавателей в области ИКТ: в МГУ, в РУДН, в Якутском государственном университете и других учреждениях высшего образования.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта предусматривает базовую подготовку преподавателей иностранных языков в области ИКТ по направлению 540305 «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика». Помимо этого предлагаются такие дисциплины, как «Решение лингвистических задач с помощью компьютера» и «Компьютерные обучающие системы». В отдельных регионах России в

ИПКРО созданы центры обучения педагогов ИКТ, а также центры дистанционного обучения для системы повышения квалификации. Накоплен положительный опыт в Астраханской, Воронежской, Новгородской, Самарской, Кировской, Нижегородской областях, Якутии, Хабаровском крае и в других регионах страны (Якутский региональный центр дистанционного обучения «Ситим», ММЦ Хабаровска, «Массмедиасеть» в Павловском муниципальном районе Нижегородской области и так далее).

Как одну из вариативных моделей подготовки специалистов для системы непрерывного педагогического образования можно рассматривать профессиональные сетевые сообщества учителей. Эффективность их деятельности будет зависеть от научно обоснованной методики организации взаимодействия учителей, отвечающей основным требованиям, которые предъявляются к педагогическим кадрам современной системой образования (рис. 1).

В мировой практике накоплен положительный опыт деятельности отечественных и зарубежных сетевых сообществ: Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru), Всероссийский интернет-педсовет (http://pedsovet.org), Сеть творческих учителей (www.it-n.ru), Школьный сектор (www.school-sector.relarn.ru), Европейская школьная сеть (www.eun.org), образовательные порталы Великобритании (http://schools.becta.org.uk/), Германии (www.schulen-ans-nets.de, www.lehrer-online.de), Швеции (www.skolverket.se/skolnet), Финляндии (www.edu.fi/eun), Канады (www.uidaho.edu/evo/distglan.html), Бельгии (www.enseignement.be), Люксембурга (http://myschool.education.lu) и других стран.

Каждая страна имеет своё информационно-образовательное пространство с чёткой структурой, разработанными программами информатизации систем образования, предусматривающими охват всех типов образовательных учреждений и всех участников образовательного процесса. Во многих зарубежных странах планомерно реализуются программы подготовки педагогических кадров в области ИКТ и внедрения новых технологий в образование, созданы и успешно действуют профессиональные сетевые сообщества учителей (рис. 2).

В нашей стране модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков была разработана и создана в лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО в 2005 году под руководством Евгении Полат. На сегодняшний момент сообщество www.ioso.ru/distant/community активно помогает всем заинтересованным лицам (рис. 3). Здесь регулярно обновляются ресурсы медиатеки, работает форум, обсуждаются методические вопросы, проводятся консультации и дистанционные курсы для учителей иностранных языков. При этом практикуются самые разнообразные виды деятельности учителей, способствующие совершенствованию их профессионализма:

использование ресурсов медиатеки в своей профессиональной деятельности;

изучение отечественного и зарубежного опыта преподавания иностранных языков, обмен опытом;

общение со специалистами в режиме on/off-line консультаций по профессиональным вопросам;

участие в сетевых тематических конференциях, семинарах, нацеленных на совершенствование профессиональной компетентности учителей;

профессиональное общение, основанное на использовании средств коммуникационных технологий (электронная почта, чат, форум, блоги и так далее).

Профессиональное сетевое сообщество пользуется популярностью у учителей иностранных языков, а представленные там образовательные ресурсы весьма востребованы. На его основе в 2007 году было создано еще одно сетевое сообщество учителей английского языка www.englishteachers.ru.

К сожалению, пока что региональные центры дистанционного обучения не решают проблему подготовки педагогических кадров в области формирования ИКТ-компетенции учителей в масштабах всей страны. К тому же подготовка преподавателей для системы ДО требует не только очных семинаров, но и постоянного взаимодействия учителей, методистов и других педагогических работников с целью проведения консультаций, обмена опытом, совершенствования знаний в области ДО. Поэтому возникает потребность создания профессионального сетевого сообщества для преподавателей дистанционного обучения.

Людмила ВЛАДИМИРОВА, научный сотрудник лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО