По мнению экспертов, 12 единиц - это «капля в море», особенно если учесть, что ныне в ВВС России более 5100 самолетов и свыше 2000 вертолетов. Из них 55% эксплуатируются более 15 лет, 40% - от 5 до 10 лет и всего 20 самолетов - менее 5 лет.

И все же дюжина новейших «вертушек» в боевом строю армейской авиации - шаг в деле перевооружения. У двухместного Ка-52 появилось больше возможностей для применения в ночном бою и в сложных метеоусловиях. «Он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику», - сказал главнокомандующий.

К созданию нового поколения боевых машин фирма «Камов» приступила в конце 1970-х гг. Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе «Черной акулы» - Ка-50. При этом конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальные боевые качества своего предшественника.

В разработке «Аллигатора» приняли участие иностранные компании. Французская «Thomson» изготовила радиоэлектронное оборудование и мониторы. Серийно Ка-52 производится на Арсеньевском авиационном комплексе «Прогресс».

По одной из версий, «Аллигатор» готовился как экспортный вариант, в то время как Ка-50 «Черная акула» был больше ориентирован на внутренний рынок.

«Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника», - объяснил генеральный конструктор фирмы Сергей Михеев. Стоимость

Ка-52 колеблется в пределах 20 млн. долларов. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, что цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: Apache (США), Tiger (Германия-Франция), Roywalk (ЮАР). По критерию «эффективность-стоимость» Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.

Вертолет Ка-52 может применяться для выполнения целого круга сложных задач: уничтожения танков противника, борьбы с медленнолетящими воздушными целями, разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 может вести боевые действия как днем, так и ночью. У него идентичное управление с двух рабочих мест - оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием.

На Ка-52 установлена система аварийного покидания вертолета, два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Можно отметить, что катапультирование из вертолета применено впервые в мире. Система обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях.

Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме «бок о бок» упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт.

По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире. Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться и как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей «для себя» и для одноместного Ка-50.

«Вертолет Ка-52 обладает малой радиолокационной заметностью. Может выполнять маневры, принципиально невозможные для вертолета классической схемы. Может долго находиться в режиме висения. Вертолет Ми-8, например, зависать может не более чем на 5 минут. Ка-52 «Аллигатор» - это хороший противотанковый вертолет, который по эффективности равен 10-12 танкам. Проводили в ФРГ соответствующие учения, так вот, вертолет, до того, как его собьют, условно поражает 10-12 танков», - рассказал эксперт в области авиационной техники подполковник ВВС Михаил Крюков.

Основные тактико-технические характеристики Ка-52 «Аллигатор»:

Экипаж - 2 человека

Диаметр несущего винта - 14,50 м

Длина вертолета с вращающимися

винтами - 15,90 м

Максимальная масса - 10400 кг

Масса пустого вертолета - 7800 кг

Статический потолок - 3600 м

Практический потолок - 5500 м

Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

Мощность - 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт)

Практическая дальность полета - 1160 км

Дальность действия - 520 км

Максимальная эксплуатационная

перегрузка - 3,5 ед.

Вертикальная скороподъемность - 10 м/с

Максимальная скорость на пологом

пикировании - 350 км/ч

Максимальная скорость в горизонтальном

полете - 310 км/ч

Максимальная скорость полета вбок -

80 км/ч

Максимальная скорость полета назад - 90 км/ч.

Вертолет Ка-52 может нести на борту следующее вооружение: 12 сверхзвуковых ПТУР «Вихрь», наводящихся на цель по лазерному лучу автоматически, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракеты класса «воздух-воздух». Вертолет оборудован 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески.