Тем не менее качество современного дистанционного образования (ДО) в России оставляет желать лучшего. Более того, в обществе сформирован довольно неприглядный имидж этой формы обучения как некачественной и не способной конкурировать с другими, традиционными. Это связано прежде всего с тем, что на данный момент, к сожалению, отсутствует единая государственная политика в данном вопросе, а концепцию дистанционного обучения с 1995 года так и не сумели довести до ума. Не разработаны единые стандарты и требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам, нет экспертизы контроля качества, которая проводилась бы на государственном уровне. И разумеется, отсутствует стройная система подготовки сетевых педагогов.

Данное положение приводит к тому, что во многих российских школах и вузах понимание ДО, как и 10 лет назад, сводится к автоматическому переносу учебных материалов из бумажной версии в цифровую. Отсутствует система подготовки и разработчиков и преподавателей курсов ДО, что, естественно, не может не сказаться на качестве получаемого образования и одновременно дискредитирует данную систему обучения.

И все-таки, несмотря ни на что, система вот уже более десятка лет доказывает, что способна давать результаты, сопоставимые с очным обучением, и при условии грамотной с педагогической точки зрения организации быть не менее эффективной.

Эффективность же всего процесса обучения в дистанционной форме зависит от наличия качественных электронных образовательных ресурсов, в частности курсов ДО. Создание же их, как, впрочем, и любых средств обучения, требует прежде всего конкретизации педагогической среды, в которой данный ресурс или конкретное средство обучения предполагается использовать.

В современном понимании дистанционное обучение - это взаимодействие учителя, учащихся и всех остальных участников учебного процесса между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ.

Необходимо также помнить, что дистанционная форма обучения может осуществляться по четырем основным моделям:

интеграция очного и дистанционного обучения;

сетевая модель (базовые или дополнительные автономные сетевые курсы, виртуальные школы, кафедры, университеты);

интеграция ДО и кейс-технологий;

ДО на основе интерактивного видео.

Каждая модель подбирается под каждый конкретный курс исходя из специфики предметной области, а также технических и организационных возможностей образовательного учреждения.

В соответствии с концепцией ДО, разработанной лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО под руководством профессора Евгении Полат, каждый курс представляет собой образовательную систему, которая предполагает наличие и единство двух этапов:

проектирования, то есть разработки компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм и средств), учебно-методического обеспечения учебного процесса, экспертизы учебных материалов;

использования разработанного проекта в деятельности учеников и учителя в соответствии с выбранной концепцией.

Все это требует тщательной организации учебного процесса, высокой и специальной подготовки преподавателя, системного администратора, координатора курсов ДО.

Как показывает мировая практика, разрабатывать курсы имеет смысл не единолично, а в команде профессионалов. По собственному опыту могу сказать, что, когда взаимодействуешь с техническими специалистами, это большой плюс, поскольку появляется возможность тут же выяснить, как реализовать на практике те или иные идеи, рожденные совместно в творческом процессе. В принципе существует такая специальность, как педагогический дизайнер или проектировщик, эти люди призваны не только разрабатывать и размещать в сети дистанционный курс, но и преподавать его, а также осуществлять с его помощью грамотное профессиональное общение. Полагаю, в перспективе подобные специалисты будут весьма востребованы в системе образования.

В отличие от существующих электронных обучающих программ, предназначенных для самообразования, курсы, разрабатываемые в концепции нашей лаборатории, предполагают взаимодействие всех участников учебного процесса на протяжении ряда этапов.

Первый этап сводится к определению целей и задач, выбору концепции обучения и соответствующих педагогических технологий.

На втором этапе происходят выбор технологической основы, отбор и структурирование содержания обучения, создание системы упражнений и контроля.

Процесс использования курсов ДО осуществляется, как правило, с помощью виртуальной обучающей среды (VLE, Moodle и других). Для обеспечения всех потребностей участников учебного процесса в обучении и воспитании курс ДО обычно состоит из организационно-методического, информационно-обучающего, контрольного, управляющего и ряда других модулей. В частности, коммуникационный содержит различные инструменты общения для организации учебного процесса и связи между его участниками: новостной форум, электронная почта (индивидуальные почтовые ящики или обмен сообщениями), чат, форум, малый форум (ученический). Персональный модуль («E-Portfolio») предназначен для рефлексивно-оценочной деятельности обучаемых и так далее.

Наконец, третий этап - это собственно организация и проведение обучения.

В процессе ДО ученики осваивают соответствующее данному этапу обучения содержание, отобранное и структурированное в соответствии с положениями личностно ориентированного обучения и возможностями ИКТ. При этом они систематически выполняют практические упражнения и тестовые задания, размещенные в сети «Интернет» с помощью программной оболочки. Посредством использования современных педагогических и сетевых технологий ученики имеют возможность реализовать потребность в общении с преподавателем, а также партнерами по курсу и зарубежными коллегами.

Кроме того, благодаря наличию учебных дискуссий, ролевых игр, работы в группе, заданий проблемного характера, связанных с поиском и обработкой информации в Интернете, обучение способствует развитию критического мышления учеников.

Среди педагогических проблем создания курсов ДО наиболее значимы следующие:

выбор педагогической концепции и приемлемой модели ДО;

отбор и структурирование содержания учебных дисциплин в различных моделях ДО с учетом специфики предметной области, а также психолого-педагогических особенностей сетевого взаимодействия;

эффективное использование педагогических технологий ДО, адекватных дидактическим свойствам и функциям ИКТ;

подготовка педагогических кадров (сетевых администраторов, координаторов, преподавателей) для ДО.

Наряду с педагогическими существует целый ряд других проблем проектирования и организации педагогической системы ДО, которые в ходе разработки курсов также необходимо решать специалистами широкого круга и профиля:

нормативно-правовые, состоящие в разработке требований к экспертизе качества электронных изданий для ДО, лицензированию образовательных учреждений, реализующих эту форму образования, к нормированию оплаты труда преподавателей ДО и так далее;

технические, связанные с созданием сетевой инфраструктуры, с разработкой программных средств и средств для ДО;

психофизиологические, связанные с исследованием здоровьесберегающих факторов, психологии общения в сетях, в том числе учитывающие проблемы конфликтологии, психологии восприятия текста с экрана и прочее;

языковые и межкультурные, связанные с проблемами эффективного общения в Интернете;

эргономические, включающие вопросы размещения информации на экране, использования шрифтов, цвета фона экрана, выделения цветом или другим образом значимых для понимания фрагментов текста, использования и расположения иллюстративных материалов (статичных, динамичных) на экране, эффективного использования гипертекстовых технологий и средств визуализации;

экономические, связанные с себестоимостью разрабатываемого ресурса, средства обучения, соотнесением требуемых материальных затрат с их прогнозируемой педагогической эффективностью и востребованностью в системе образования, проведение маркетинговых исследований;

социальные, связанные с осознанием значимости той или иной системы ДО для повышения образовательного потенциала разных слоев населения.

Таким образом, чтобы изменить ситуацию, нужно направить совместные усилия педагогической общественности на выработку единых концептуальных подходов к созданию и использованию курсов ДО, педагогических требований к качеству электронных учебных материалов и учебного процесса в дистанционной форме. Для повышения качества российского ДО и выведения его на конкурентоспособный уровень со многими странами ближнего и дальнего зарубежья необходима кооперация образовательных учреждений и корпораций.

Мария ТАТАРИНОВА, заведующая лабораторией дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО