Для исполнителей Интернет дает возможность выразить себя даже при отсутствии средств на аренду студии, на запись и производство CD или просто на поездки, чтобы встретиться друг с другом, считает Шерер.

«Благодаря Всемирной сети музыкант сможет выступать, находясь не в концертном зале, а у себя дома или даже на другом краю земли. Уже сейчас практикуются прямые платные трансляции популярных концертов или оперных премьер. Возможно, Байройт (город - родина Вагнера, место проведения ежегодных фестивалей. - Ред.) был не лучшим местом для такого рода опытов, но за этим будущее. Скажем, Берлинский филармонический оркестр сможет выступать с солистом, который будет присутствовать лишь виртуально!» - говорит профессор.

Интернет не ставит под угрозу уникальность самого музыкального переживания, какое может обеспечить лишь живой концерт, а облекает эту уникальность в новую форму. «Разовьется много различных форматов потребления музыки. Не сомневаюсь, что концерт при этом сохранит свое значение как идеальная форма общения с музыкой: артист и публика в одном помещении, лицом к лицу. Но будут и другие варианты: исполнитель на сцене - публика перед экранами дома. Или наоборот: публика в зале, солист - на сцене, оркестр - за тридевять земель, в другом театре, куда в свою очередь транслируется выступление солиста», - фантазирует Шерер.

Профессор считает, что угрозы новой зависимости от Интернета не существует. «Мы живем в обществе, а значит - в системе социальных зависимостей. Вопрос лишь в том, что именно предоставляет нам большую эмансипацию. Скажем, зависимость от денег была более прогрессивной формой, чем зависимость от феодала-мецената - так, по крайней мере, полагали и Моцарт, и Бетховен. Музыкант, художник, поэт творят свое искусство в первую очередь не для рынка. Они делают это просто потому, что не могут не творить», - резюмировал Шерер.

www.ukrbiznes.com